Мир дошкольного детства
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Столярова Елена Анатольевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_doshkolnogo_detstva_tesnym_obrazom_svyazan_s_igroy.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Мир дошкольного детства 


Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой.

Игра- первая школа общественного воспитания ребенка.

А.П. Усова называла объединения детей , возникающие по их инициативе в самостоятельной игре, «ДЕТСКИМ ОБЩЕСТВОМ».

Детское общество формируется на основе интереса к определенному игровому замыслу, а также симпатий к сверстникам. В некоторых случаях то и другое может совпадать. Стабильность и длительность существования более характерна для малых игровых объединений.

В играх старших дошкольников наиболее распространенными являются «общества»,состоящие из двух-четырех детей. Индивидуальные игры встречаются довольно редко. Наблюдаются также игровые объединения, включающие от пяти до девяти детей. Но они существуют ,как правило, непродолжительное время. Их неустойчивость объясняется по-видимому тем, что общение в широком кругу сверстников требует сложной координации действий и предполагает достаточно высокий уровень социального развития.

Малые объединения сохраняются достаточно долго, иногда на протяжении нескольких дней, месяцев, даже лет. Всё зависит от личных взаимоотношений детей и общности их интересов. Сравнительно просто договориться с одним или двумя-тремя сверстниками , особенно если игровые умения позволяют найти способ удовлетворения своих интересов в общей игре.

Немаловажную роль в поддержании стабильности объединения играет ребёнок-организатор, деловые качества которого не противостоят личностным. Такой ребёнок может не только придумывать сюжет  и интересно его  реализовывать, но и учитывать мнение своих товарищей, считаться с их предложениями.

Не оправдана попытка некоторых воспитателей создать игровые объединения по своему усмотрению. Это ограничивает детскую самостоятельность в выборе партнера по игре. Необходимо учитывать общие интересы и цели, важные для сплочения группы, личные склонности и привязанности детей.

От стиля организаторской деятельности лидера зависит характер взаимоотношений, который складывается между членами играющей группы.

Старшие дошкольники вполне реально оценивают свои игровые умения и умения сверстников. Мотивируя отношения к товарищам  они говорят: « Всегда придумывает интересные игры»,»Лучше всех рисует и умеет играть в принцессу»,»Таня самая лучшая мама. Она придумывает разные интересные дела. А другие девочки – мамы только кормят и укладывают спать своих детей».

Оценка партнеров по игре происходит не только по деловым качествам , но и по личностным ,по характеру ролевого поведения. Так , Ира говорит о Саше:» Мы его всегда выбираем папой-врачом, потому что он никогда не кричит , спрашивает у мамы ,что купить в магазине, а когда  лечит детей , ласково их успокаивает.»

«Катя очень хорошая , добрая и веселая. В какую игру с ней не начнешь играть ,она спрашивает»Девочки , кто хочет быть воспитательницей или учительницей?»А вот Света всегда хочет быть главной и никому не разрешает быть мамой. Она говорит:

«Эта роль моя». Очень любят девочки играть со Стасиком: «Знаете, такой он у нас вежливый, всегда с ним играем. Пригласит нас на корабль на прогулку с детьми и спрашивает, не сильно ли качает, матросам говорит, чтобы помогли людям по трапу спуститься. А мальчикам предлагает:» Кто первый хочет быть капитаном? Мы потом поочередно будем капитанами.»

Воспитателю очень важно знать, что происходит в играющей группе: все ли дети могут свободно реализовать свои желания, проявить активность и самостоятельность. Нередко педагог успокаивается, если игра внешне протекает благополучно и отсутствуют явные конфликты. Но если понаблюдать за играми, побеседовать с детьми, то выяснится: ребенок не всегда выполняет ту роль , которая ему нравится, не всегда играет с тем , с кем хочет.

Анализ детских высказываний и наблюдения за самостоятельными играми показывают: старшие дошкольники стремятся быть в обществе сверстников, но многие из них по разным причинам не реализуют свои желания и компенсируют их, либо выдавая желаемое за действительное, либо находя понимание в обществе малышей или среди игрушечных персонажей.

В хорошей , с точки зрения педагога, игре не всем не всем детям бывает уютно и радостно. Если бы  воспитатель знал, что послушный матрос мечтает быть капитаном, но сам не может выполнить эту роль, он подготовил бы мальчика к этой роли или поиграл бы с ним вместе ( педагог-матрос, мальчик-капитан). В другом случае , обратив внимание на непосредственность лидера, можно в деликатной форме посоветовать уступить роль партнеру или выполнять её поочередно, объяснить ,что другие дети тоже справятся с ней не менее успешно.

В игре ребенок приобретает способность взаимодействовать с другими детьми, усваивает правила этого взаимодействия ,  опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения. Согласовывать их со сверстникам. В этом заключается одна из основных специфических развивающих функций сюжетно-ролевой игры.

Свобода и самостоятельность ребенка в игре зависит от того, насколько он владеет способами игровой деятельности и способами построения взаимоотношений со сверстниками. Полноценная игра, удовлетворяющая потребности ребенка , складывается очень медленно, если это происходит вне педагогического влияния. В самостоятельной игре способы игровой деятельности и способы общения слиты воедино, и нередко трудно понять , почему ребята , стремящиеся к доброжелательным контактам, остаются за пределами детского общества , а проявляющие склонность всегда быть главными , подавляющие желания других не только оказываются в центре этого общества , но и руководят им , пользуются неограниченными правами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа

Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...

Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.

Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей.  Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...

Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».

На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...

ЛЕГО- конструктора в развитии инеллектуальных способностей детей дошкольного возраста . Значимость конструирования в дошкольном детстве.

ЛЕГО- конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию. Является сложным познавательным процесом, в результате которого происходит инеллектуальное развитие...

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....