В семье особый ребенок
материал на тему

Материалы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_roditeley.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

           В семье особый ребёнок
Необходимо уточнить, в каком значении мы, специалисты - дефектологи, употребляем здесь понятие «особый ребёнок». Для нас это ребёнок, имеющий «неполный набор» психических функций для полноценного развития. Причём, определить «комплектацию» можно очень рано, практически с рождения. Для этого добросовестный родитель, если он не имеет ещё практики воспитания детей, должен обратиться за консультацией как минимум к детскому психологу или дефектологу. А иногда об особенностях развития ребёнка родителям говорят врачи детских поликлиник. Однако их консультации носят скорее гипотетический характер, ведь они, как правило, не владеют компетентными знаниями и опытом в области психологических законов развития ребёнка. « Психическая жизнь малыша с момента появления на свет, с первых дней его существования настоятельно требует внимания психологов», - писала Мария Монтессори. Такое утверждение всемирно известного педагога исходит из убеждения, что чем младше ребёнок, тем больше у него потенциальной энергии развития. И если есть некоторые «несовпадения» в реагировании ребёнка на окружающую среду, то проще и эффективнее сгладить эти «несовпадения» в раннем возрасте. Ярким признаком «затруднений» в развитии является отсутствие речи у ребёнка или её позднее появление. Ведь общаться ребёнок начинает с самого рождения, используя для этого «свой» специфический язык. Специалисты могут помочь маме изучить этот особый способ детского общения и, таким образом, мама будет сама стимулировать речевое развитие своего малыша.
Каждому ребёнку и родителю сегодня нужна не только эмоциональная поддержка, но и конкретное участие в решении проблем, связанных с развитием и становлением растущей личности. А если в семье родился ребёнок-инвалид или ребёнок, развитие которого очень замедленно, то для родителей это не просто проблема, а настоящая трагедия. В такой ситуации, полной разочарования и душевной боли, родителям нередко нужна поддержка и помощь. Нельзя умалять участие наших государственных структур в помощи таким семьям. Сеть дошкольных учреждений достаточно велика, чтобы поделить с родителями заботу о ребёнке. В нашем городе имеется дошкольное учреждение специализированного направления, где ребёнку комплексно оказывают коррекционную и развивающую помощь.
Специфика нашего детского сада – работа с детьми с нарушениями интеллекта и психического развития. Статус учреждения отпугивает многих родителей от своевременной, а значит более эффективной, помощи.  Известный факт, что человеческий мозг – это своего рода контейнер, который уникален тем, что чем больше вы туда вкладываете, тем больше он способен вмещать. К 5 годам процесс роста мозга завершён уже на 80%. К 8 годам он фактически закончен. Чем младше ребёнок, тем больше возможностей имеет для развития его мозг и тем сильнее желание ребёнка познавать. Дети с родовыми травмами и поражениями мозга имеют в возрасте до 4 лет наилучшие возможности для компенсации и развития. Своевременная помощь специалиста поможет родителям избежать многих проблем детского поведения, которые с возрастом не исчезают, а закрепляются и усложняются.  Дети получают весь комплекс коррекционных и развивающих услуг и поступают в коррекционные школы  и коррекционные классы в массовых школах со щадящим учебным режимом.
Особенность нашего детского сада в том, что в нём работают разные специалисты, ориентированные в своей профессиональной подготовке на широкий спектр психологических и физиологических отклонений в детском возрасте. Дефектолог работает с ребёнком комплексно. Он видит ребёнка целостно. В системе дефектологической помощи через наиболее сохранные, наиболее развитые у ребёнка психические процессы преодолеваются  или частично компенсируются недостатки речи, мышления и поведения. Именно дефектолог координирует работу всех, взаимодействующих с ребёнком, специалистов, ориентирует их в детских возможностях и интересах. При этом дефектолог может посоветовать родителям наиболее полезные для этого конкретного ребёнка игры и виды детской деятельности, оказать эмоциональную и информационную поддержку. Добросовестные родители  - это партнёры специалистов. Сотрудничество способствует наиболее эффективной социализации особых детей.
Дошкольный возраст чрезвычайно сложен по причине быстрого и разнопланового развития психики. Ребёнок за семь лет достигает того уровня самостоятельности, который обеспечивает ему некоторую личностную автономию и способность к усвоению культуры и знаний. В возрасте до семи лет ребёнок переживает два из четырёх «критических периода развития», представляющих собой широкий спектр совершенно особых состояний, относящихся к состояниям повышенного риска. Неблагоприятные воздействия в эти критические периоды «срезают» потенциальные возможности растущего ребёнка, которые могут быть необходимы для реализации способностей, для социальной адаптации и устойчивости к болезням.
Иногда родителям страшно отдавать своего ребёнка, на которого они возлагали много надежд, в детский сад для детей с нарушением интеллекта. И в этом страхе главное не учреждение,  а факт признания родителем диагноза, который ставят специалисты. Однако, отворачиваясь от проблемы, родители только усугубляют ситуацию, не решают её, прячутся от объективных фактов. Поверьте, диагноз не ограничивает способности вашего ребёнка, а ориентирует в них. Необходимо искать для «особого ребёнка» особые пути продвижения к сознанию, полностью изучив его возможности. Квалифицированный специалист помогает родителям развивать  их ребёнка -строить собственную личность, управлять собственным поведением.
«Начало жизни для человека имеет большую важность, чем последующая часть, потому что именно в детстве выстраивается та дорога, по которой ему предстоит идти вперёд всю жизнь. Дорогу выстраивает для младенца его воспитатель. Если дорога не сложилась, а воспитатель спит, то ребёнка, когда он вырастет, подстерегают большие трудности». Это утверждение суфийского мудреца в полной мере касается и особых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содружество детского сада и семьи особого ребенка

Сопровождение семьи «особого ребёнка» создает позитивные ценностно–смысловые установки в семье и его ближайшем окружении, что обеспечивает максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыш...

Статья: "В семье особый ребенок."

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особ...

Проект "В семье особый ребенок"

Проект "В семье особый ребенок"...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Семья особого ребенка

Работа по взаимодействию с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ....

Проект «В семье особый ребенок»

laquo;В семье особый ребенок»...

Практические рекомендации по организации сопровождения семьи «особого ребенка» в рамках речевого развития.

В презентации расматривается педагогическое сопровождение семьи «особого» ребенка в решении задач речевого развития,что  безусловно имеет свою специфику, обусловленную своеобразием ко...