Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?
консультация (подготовительная группа) на тему

Давыдова Светлана Владимировна

Если ребёнок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению  в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Ребёнок должен быть готов к школе психологически. Специалисты выделяют два вида психологической готовности: личностную и интеллектуальную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_shkole.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребенок идти в школу?

Если ребёнок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению школе. К сожалению, этого, как правило, не достаточно. Ребёнок должен быть готов к школе психологически. Специалисты выделяют два вида психологической готовности: личностную и интеллектуальную.

Личностная готовность к школе подразумевает определённое отношение к себе, к своим способностям. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребёнок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый лучший» (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе. Такие ребята, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, когда на уроке математики учитель зачитывает условие задачи: «Дети поехали за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?» 6-летние первоклассники, едва заслушав, сообщают: «А мы тоже ездили за грибами!» Кроме того, они включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Обладая завышенной самооценкой, они обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, а учительница – плохая или злая.

Существуют определённые приёмы для определения личностной готовности школьника. Например, преобладание у ребёнка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками. После того, как ребёнок рассмотрел в течении минуты игрушки, находящейся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе ребёнок предпочтёт узнать, что произойдёт в сказке. Детей, не готовых к обучению, больше привлекает игра.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов -  способностью ребёнка обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять зависимости, делать выводы. Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда – низкие оценки. А то, что не получается, ребёнок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует «взрослыми» фразами, и которых считают вундеркиндами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учёбе.

Залогом успешной учёбы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьёзным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребёнка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребёнка, этап взросления. Влияет и отношение других детей, желание сравняться со старшими. В результате у ребёнка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, встрече с новыми друзьями. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (конечно, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребёнка стать более взрослым, школьником способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребёнок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу.

Под руководством психолога Д.Б. Эльконина был проведён интересный эксперимент. Перед ребёнком – гора спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6 и 7 лет. Экспериментатор выходил, но наблюдал за детьми из другой комнаты через зеркало Газелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулёзно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, экспериментатор входит и просит поработать ещё: «Давай договоримся, вот эту кучку сделаем и всё». И более старший ребёнок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому, что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребёнка менялось: он посматривал на Буратино и делал всё правильно. Если несколько раз осуществить это действие с Буратино, то и без него дети начинают подчиняться правилу. Этот эксперимент показал, что за выполнением правил лежит система отношений ребёнка со взрослым человеком. Постепенно ребёнок привыкает выполнять необходимые правила поведения и обучения.

Подготовка в дошкольном возрасте включает обучение читать, считать, писать. Но это проводится, как правило, в игровой форме. И готовность ребёнка определяется тем, как он играет, подчиняется ли он правилам, берёт ли на себя различные роли. Для ребёнка, поступающего в школу, очень важно отношение к учителю, сверстникам, самому себе. Взрослый, по мнению психолога М.И. Лисиной, должен стать непререкаемым авторитетом. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неправильно выполненную работу. При таком отношении ко взрослому облегчается общение на уроке, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают правила учебного общения и, подчиняясь школьным правилам, адекватно ведут себя на уроках.

 Д.Б. Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как первоклассников на первом уроке попросили нарисовать 4 кружочка, а затем раскрасить три жёлтым и один - синим. Дети красили разными цветами и говорили: «Так красиво». Это наблюдение показывает, что дети ещё не готовы к школьному обучению и школьные правила ещё не стали правилами поведения ребёнка; с такими детьми надо ещё работать.

Всё сложно для маленького ученика – начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребёнка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определённой базы. Чтобы представить, на каком уровне могут взаимодействовать друг с другом дети, рассмотрим экспериментальные данные психолога Е.Е. Кравцовой.

Двое 6-летних детей получали большую игровую доску с лабиринтом, в противоположных концах которого стояли два игрушечных гаража. В каждом гараже находилась машинка, подходившая по цвету к другому гаражу, «принадлежавшему» другому ребёнку. Нужно было провести свою машинку по лабиринту и поставить свою машинку в гараж одного с ней цвета, т.е. в гараж другого ребёнка. Как же вели себя дети в этой ситуации? Часть из них, забывая о задаче, просто играли, не обращая внимания на партнёра по игре. Некоторые пытались договориться. При столкновении машинок в лабиринте один говорил: «Давай я сначала проеду, а потом ты». Взаимодействие здесь было, но эпизодическое. Другие дети следуют общей игровой цели, но видят в друг друге противников: «Ну да! Если я тебя пропущу, ты меня опять обгонишь, и я проиграю!» И в редких случаях наблюдается полное сотрудничество, когда дети понимают общую задачу и планируют действия вместе: «Давай сначала отвезём твою машинку в гараж, а потом мою».

Умение общаться помогает дошкольнику устанавливать положительные отношения со сверстниками и взрослыми, а опыт общения – развивать ответственность за свои поступки и действия. Развитое чувство ответственности, по мнению В.С. Мухиной, поможет ребёнку добросовестно относиться к своим обязанностям в школе.

И личностная и интеллектуальная готовность к школе формируются постепенно. Родители должны ответственно подойти к подготовке своих детей к школе. Ведь от этого зависят успехи ребёнка в учёбе, адаптация его в новых условиях и безболезненное вхождение в новую систему отношений с одноклассниками и учителями.

Есть ли у ребёнка желание учиться?

Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться. Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился». Тритий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвёртый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятёрки». А потом спросите своего малыша, как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но всё-таки тяжёлой работой, как учёба.

Может ли он контролировать себя?                                                                                           Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть». Поиграйте в неё с ребёнком. Задавайте простые вопросы: «ты любишь шоколад?», «какого цвета мороженное?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если ребёнок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит уровень самоконтроля у него достаточно высок.

Развита ли у него речь?                                                                                                                   Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребёнок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6-7 предложений). Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много – 6-7. По тому, как ребёнок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

Различает ли он звуки?                                                                                                    Ребёнок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребёнка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза. Если ребёнок слышит и называет «лишние» слова, значит с фонематическим слухом у него всё в порядке. Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит ребёнка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребёнок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребёнок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребёнок делит его на части, хлопая в ладоши.

Умеет ли он мыслить логически?   Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошёл дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагают ряды из четырёх картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребёнка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребёнку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день - ночь, лето -? (зима)»; «часы – время, градусник - ? (температура)», «глаз – зрение, ухо - ? (слух)». Если ребёнок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной – двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Если у ребёнка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?

В данной папке - передвижке представлены критерии готовности детей к школе, т.е. то, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Кратко охарактеризовано содержание каждого ...

Анкета - "Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?"

          Уважаемые родители, попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.        Для этого дайте себе ответы на вопросы, кот...

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к обучению в школе"...

Анкета для родителей "Готов ли ваш ребенок к обучению грамоте?"

Данная анкета предлагается родителям в начале учебного года....

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

Консультация логопеда на тему: "Готов ли ваш ребенок к обучению в школе"....

Готов ли ваш ребенок к обучению ?

Готовность к школе - это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении ш...