Готов ли ваш ребенок к обучению ?
консультация

Гошка Ирина Ивановна
Готовность к школе - это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?

Журнал «Дошкольное образование (подготовка к школе)»

                                                             Гошка Ирина Ивановна,

воспитатель,

МАДОУ Д\С № 45 г.Челябинск



       Актуальность проблемы: в течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.
Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика.
      На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими.
Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов с взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-личностной готовности ребенка к школе.
Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения, неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а следовательно - отсутствие сознательного руководства этими правилами в повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю, как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения.
Важная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Владение педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной работы по данному вопросу обуславливает успешность овладевания ребенком социальными отношениями..
     Готовность к школе - это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.

Ясно, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум, трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, значит, он готов к школе и т.п. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих.

Психологическая готовность к школе подразумевает определённый уровень сформированности.

В структуре психологической готовности, как правило, принято выделять несколько аспектов готовности.

Речевая готовность.


1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть  правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 
2.Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать  звуки родного языка. 
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки пословного чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. 


    Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. 
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. 
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами.
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. 

   Мотивационная (личностная) готовность к школе.

Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника и особые экспериментальные приемы.

Волевая готовность к школе.

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Вместе с тем, что, хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана  с  развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих  установление  связей  и отношений между предметами и явлениями  с  помощью  внешних  ориентировочных действий,  дети  переходят  к  решению  их  в  уме  с  помощью   элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе  наглядно- действенной формы мышления  начинает  складываться  наглядно-образная  форма мышления.

По мере развития любознательности, познавательных  процессов  мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое  выходит за рамки задач, выдвигаемой их собственной практической деятельностью.

В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент  в  развитии  внимания  связан  с  тем,  что  дети  впервые  начинают сознательно  управлять  своим  вниманием,  направляя  и  удерживая  его   на определенных  предметах.  Для  этой  цели  старший   дошкольник   пользуется определенными способами, которые он перенимает у  взрослых.  Таким  образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания к  6-7  годам уже достаточно велики.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и  в  процессе  развития памяти.  Перед  ребенком  может  быть  поставлена  цель,   направленная   на запоминание материала. Он  начинает  использовать  приемы,  направленные  на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое  и  ассоциативное связывание  материала.  Таким  образом,  к  6-7   годам   структура   памяти претерпевает существенные изменения,  связанные  со  значительным  развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Личностная готовность к школьному обучению.

Чтобы ребенок успешно учился, он прежде  всего,  должен  стремиться  к новой школьной жизни, к «серьезным»  занятиям,  «ответственным»  поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению,  как к важной содержательной  деятельности,  гораздо  более  значимой,  чем  игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться  на новую возрастную ступень в  глазах  младших  и  сравняться  в  положении  со старшими. Стремление ребенка  занять  новое  социальное  положение  ведет  к образованию  его  внутренней  позиции.

Личностная готовность к школе включает  также  определенное  отношение ребенка к себе. Продуктивная учебная  деятельность  предполагает  адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам  работы,  поведению,  т.е. определенный уровень развития самосознания.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его  поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

Физическая готовность ребенка к школе.

   Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д.
   В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.

В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.

В последнее время в литературе  уделялось  много  внимания  вопросу  о выделении детей,  не  готовых  к  школьному  обучению  и  имеющих  трудности школьной адаптации  в  1  классе.  И  проблема  эта  по-прежнему  актуальна. Ребенок,  поступая  в  школу,  должен  быть  зрелым  в   физиологическом   и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также  зависит  от его  психологической  зрелости.  Психологическая  готовность  к  обучению  – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения,  а определенный набор, в котором должны присутствовать все  основные  элементы.

Какие же составляющие водят в этот набор  «школьной  готовности»?  Основными компонентами  школьной  зрелости  являются:  интеллектуальная,   личностная, волевая, нравственная готовности.

Все перечисленные составляющие школьной готовности  важны  в  развитии ребенка. В случае, если есть  недостаточная  развитость  какого-либо  одного компонента  возникает  потребность   в   психологической   помощи   ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?

В данной папке - передвижке представлены критерии готовности детей к школе, т.е. то, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Кратко охарактеризовано содержание каждого ...

Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

Если ребёнок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению  в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Ребёнок должен быть готов к школе психологически. Специал...

Анкета - "Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?"

          Уважаемые родители, попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.        Для этого дайте себе ответы на вопросы, кот...

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к обучению в школе"...

Анкета для родителей "Готов ли ваш ребенок к обучению грамоте?"

Данная анкета предлагается родителям в начале учебного года....

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

Консультация логопеда на тему: "Готов ли ваш ребенок к обучению в школе"....