Обучение творческому рассказыванию»
консультация (подготовительная группа) на тему

Андреичева Марина Дмитриевна

Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего рассказыванию. Чтобы дети овладели грамотной речью, связными формами высказываний я поставила перед собой задачу: обучать детей родному языку. Это одна из важнейших задач личностного развития детей дошкольного возраста. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Обучение творческому рассказыванию»

Обучение творческому рассказыванию

Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего рассказыванию. Чтобы дети овладели грамотной речью, связными формами высказываний я поставила перед собой задачу: обучать детей родному языку. Это одна из важнейших задач личностного развития детей дошкольного возраста. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Обучение творческому рассказыванию необходима и интересна для детей и родителей, потому что наши воспитанники пойдут в школу. В школе дети пишут диктанты, сочинения. Овладев речью легко справятся с домашним заданием.

Рассказывание играет большую роль в нравственном развитии ребенка. Побуждая включать в повествовании факты, которые характеризуют взаимоотношения с друзьями.

При обучении рассказыванию формируются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, творческое воображение.

Образовательная область " Коммуникация " (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования " От рождения до школы ") направлено на развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. Программой предусматриваются разные виды рассказывания: описательные и сюжетные сочинения об игрушках, по картине, из личного опыта, творческие рассказы. Овладение каждым видом повествования идет постепенно, в определенной последовательности и осуществляется с опорой на предшествующий вид рассказывания.

Система обучения творческому рассказыванию рассчитана на три года (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) . В средней группе дети обучаются, прежде всего, описательным рассказам, постепенным переходом к небольшим сюжетным повествованиям. Старшие дошкольники упражняются в придумывании рассказов на предложенную или самостоятельно выбранную тему, по литературному образцу в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет произведения, или заменить сюжет, сохраняя героев произведения.

В подготовительной к школе группе дети упражняются в сочинениях по картине, изображающей пейзаж, и придумывании сказок с использованием отдельных выразительных средств данного жанра.

В средней группе обучаются рассказам по игрушкам, картинам и пересказу литературных произведений. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая их в совместное рассказывание и игру-драматизации. Фонетические и грамматические упражнения могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы.

С целью активизации деятельности детей на занятиях использую приемы мотивации:

1). " Научить Незнайку придумывать сказки ", " Рассказать кукле Тане, какая она красивая, нарядная ", " Расскажите Медвежонку, что ему собираются подарить в день рождения ", " Петрушка просит детей научить его рассказывать. Благодарит за хорошее повествование ".

2). " Ваши рассказы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы ", " Лучшие рассказы услышат малыши ".

Работоспособность детей пятого года жизни под влиянием специальных мотивационных установок изменяется на протяжении учебного года. На первых занятиях внимание детей привлекаю с помощью игрушек, игровых элементов. Данные приемы вызывают речевую активность дошкольников, желание выполнить указание воспитателя. Ответы детей чаще всего одно-двухсловные. Например: у меня в руке игрушка - Петушок. " Здравствуйте, дети, садитесь ", - говорит Петушок. Ребята быстро садятся на стулья и обмениваются впечатлениями: " Петушок! ", " Желтенький! ", " Крылешками машет! ".

" Как тебя зовут? " - спрашивает Петушок девочку и берет ее за руку. Ребенок с улыбкой отвечает.

Появление кукольного персонажа позволяет мне создать радостное настроение, сосредоточить их внимание на главном персонаже и целенаправленно провести его рассматривание.

" Кто к нам пришел? " - спрашиваю я. Ребенок, до руки которого дотрагивается кукла отвечает: " Петя ", " Хороший Петушок, желтый "; " Петушок - золотой гребешок "; " Хорошенький Петушок, пушистенький ", - при этом также ласково гладит куклу.

Ответы детей, отражающие внешние особенности персонажа, я обобщаю через ответы игрушки:

" Ко-ко-ко! Какие красивые слова вы про меня сказали. Спасибо! Только непонятно, какого я цвета? "

Дети отвечают: " Желтого. Весь, весь желтый "; " И красного "; " Желтого, а наверху красного ".

" Неужели я красного цвета? - удивляется Петушок. - Разве мой клюв красного цвета? "

" Желтенький, а бородка и гребешок красные ", - уточняют дети.

" Да, Петя, - говорю я, - сам ты весь желтый, пушистый, а гребешок и бородка (здесь я делаю паузу, чтобы дать возможность высказаться детям) . красные ".

Создав эмоционально положительное отношение к персонажу, я продолжаю занятие:

" Чем смотрит петушок на вас? - Глазками - Какого цвета глазки? - Черного - Можно их сравнить с бусинками? - Да ".

Выделив характерные особенности персонажа, я подвожу детей к более сложной задаче - последовательному описание игрушки.

" Петушок хочет, чтобы вы по порядку описали его. Он слушает, даже голову наклонил ".

Ребенок ласково гладит игрушку и рассказывает: " Это петушок. А глазки у него как бусинки. Хорошенький, пушистенький. Гребешок у него красного цвета, а сам он и хвостик желтенькие ".

" Петушок очень доволен твоим рассказом. Ты описала его последовательно, по порядку. Кто еще хотел бы описать петушка? Это ему приятно ".

Аналогично можно рассматривать и описать зайчика, белку.

Мотивационные установки способствуют формированию интереса к рассказыванию и появлению одного - двух вариантов повествования. Например:

I вариант. " Куклу зовут Катя. Катя веселая. У нее голубые глаза и розовые щечки. У Кати светлые короткие волосы. Катя пошла на праздник. Надела платьице с белыми горошками. Платье красивое и нарядное. На ноги надела белые туфельки. Взяла с собой красные, желтые, синие шары. Настроение у нее было веселое, потому что на празднике всегда весело ".

II вариант. " У куклы Оли сегодня праздник. Она побежала покупать шарики и цветы. Кукла Оля надела красное платье с белыми горошками, а на платье есть белая полосочка. Кукла Оля веселая, у нее веселые глазки, голубые с длинными ресницами. Оля улыбается. Ей весело на празднике ".

В средней группе дети учатся составлять небольшие рассказы по картине и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины) . Например:

Картина " Собака со щенятами " (из серии " Домашние животные ", автор С. А. Веретенникова) .

Я вывешиваю картину " Собака со щенятами ". После того, как дети в течение 2 -3 минут рассмотрели ее, спрашиваю: " Кто нарисован на этой картине? (Собака со щенятами) . Что делает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенята? (Один щенок лежит около мамы - собаки, другой стоит и смотрит на воробьев) . Какой щенок вам больше нравится? Расскажите про него. Теперь расскажите про другого щенка. (При необходимости я подсказываю начало фразы: " Это щенок. "; " У него ушки. "; " Глазки. "; " Нос. "; " Лапы у щенка. "; " Хвост. ") .

Щенки маленькие, а их мама - собака. (большая, лохматая) .

Что в лапах у собаки? (Кость.)

Куда смотрят собака и щенки? (На воробьев.)

Где живут собаки? (В конуре.)

Кто принес еду собакам? Кто построил для них конуру? (Хозяин.)

Кто хочет рассказать о собаке со щенятами?

Ответив на вопросы по содержанию картины, дети рассказывают о своей собаке (или о той, которую они видели) : какая она, что делает, как с хозяином, какая у нее кличка.

Такие упражнения подводят детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам: один ребенок рассказывает начало истории, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает изложение. Воспитатель помогает детям рассказывать при переходе от одной картинки к другой, предлагая слова - связки (" и вот тогда ", " вдруг ", " в это время ") . Такие приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало-середина-конец.) и развивают у них умение выстраивать сюжет.

Обучение рассказыванию должно предшествовать обучение грамматически правильной речи, ознакомление с художественной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня

Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию...

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

"Обучение творческому рассказыванию"обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение творческому рассказыванию"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Виды, содержание и структура занятий по обучению творческому рассказыванию

Основы обучения диалогической, монологической речи...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...