Декларация прав ребенка
статья (подготовительная группа) на тему

Вогникова Елена Валерьевна

Эта Декларация потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают: из бесправного, запуганного ребенка ожжет вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не может писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей декларации прав человека.

А есть ли какие-нибудь права у детей? Да, есть! И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Эта Декларация потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают: из бесправного, запуганного ребенка ожжет вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не может писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое.

Это значит, что права взрослого человека и права ребенка важно знать.

  • Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от финансового положения его родителей, национальности, религиозных, политических и иных убеждений. В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребенка и предоставление ему возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически. Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребенка.
  • Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя.
  • Каждый ребенок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения.
  • Каждый ребенок и его мать имеет право на особую заботу государства об охране их здоровья.
  • Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
  • В тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам лишается семьи, он имеет право на особую заботу со стороны государства.
  • Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен с матерью, кроме исключительных случаев.
  • Каждый ребенок с физическими и психическими недостатками имеет право на заботу, а также специальное образование и медицинский уход.
  • Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное.
  • Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребенка. Об этом обязаны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка.
  • Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получать защиту и помощь в первую очередь.
  • Каждый ребенок должен быть огражден от жестокости и эксплуатации в любой форме.
  • Каждый ребенок должен быть защищен от дискриминации в расовой, национальной или любой другой форме.
  • В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

 

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства — критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.    

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая  система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время,круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание.  Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (высказывания родителей)

Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют разви­тию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использо­вать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса, позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).

У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Таким образом, защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: как родителей, так и педагогов.

Решение

1.  Принимать ребенка таким, какой  он есть и любить его.

2.   Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.

3.   Не допускать нарушения прав ребенка в семье.

4.   Наказание не должно вредить здоровью – ни  физическому, ни психическому.

5.   Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.

6.   Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Декларация прав ребенка

10 принципов Декларации...

декларация прав ребенка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4819093","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декла...

Информационный листок для родителей "Декларация прав ребенка".

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство....

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.

Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну.  Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...