Что такое развивающие игры?
статья (средняя группа) на тему
В статье представлен материал по развивающим играм. Часто у детей много игрушек, но они ими не играют. В статье представлены особенности развивающих игр и игрушек,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chto_takoe_razviv._igry.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое развивающие игры
Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Они обладают большей вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но этого мало для успешного развития творческих способностей! Очевидно: нужны игры нового типа, игры, моделирующие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
- каждая игры представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора механика и т.д.
- Задачи даются ребёнку в различной форме, в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
- Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 – летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
- Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
- Нельзя поэтому объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.
- Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Он, возможно, ещё не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстоит перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
- Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
- Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идей наиболее успешно.
В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста.
- Их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
- Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно.
- Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
- Играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Очень много зависит от пап и мам, в том числе от их творческого подхода и к самим играм. Каждая игра представляет возможность подумать над тем, как её расширить, какие новые задания к ней добавить, как её усовершенствовать. И этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая к созданию новых заданий и новых вариантов игры и самих малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое развивающие игрушки и развивающие игры?»
Консультация для родителей...
Что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций стандарта дошкольного образования
Cовокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,...
Статья для родителей консультационного центра «Что такое развивающие игры».
Сущность и особенность развивающих игр....
«Что такое развивающие игрушки и развивающие игры?» Консультация для родителей
В возрасте от 2 до 6 лет у ребенка происходит активное формирование основных навыков и умений, основные процессы развития мозга, а именно коры головного мозга, как высшего органа управления, происходя...
Информация для родителей "Что такое развивающие игры"
Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, скл...
Консультация "Что такое развивающий диалог?"
Консультация для педагогов "Развивающий диалог"...
Методическая разработка "Что такое развивающие игрушки и развивающие игры"
В методической разработке описано и приведены примеры разницы развивающих игрушек и развивающих иг...