Что такое развивающие игры?
статья (средняя группа) на тему

Данилова Светлана Михайловна

В статье представлен материал по развивающим играм. Часто у детей много игрушек, но они ими  не играют. В статье представлены особенности развивающих игр и игрушек, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_chto_takoe_razviv._igry.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое развивающие игры

  Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Они обладают большей вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но этого мало для успешного развития творческих способностей! Очевидно: нужны игры нового типа, игры, моделирующие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

   Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

  1. каждая игры представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора механика и т.д.
  2. Задачи даются ребёнку в различной форме, в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 – летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
  6. Нельзя поэтому объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.
  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Он, возможно, ещё не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  8. Решение задачи предстоит перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

  1. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
  2. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идей наиболее успешно.

   В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  1. Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста.
  2. Их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
  3. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно.
  4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
  5. Играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

   Очень много зависит от пап и мам, в том числе от их творческого подхода и к самим играм. Каждая игра представляет возможность подумать над тем, как её расширить, какие новые задания к ней добавить, как её усовершенствовать. И этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая к созданию новых заданий и новых вариантов игры и самих малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций стандарта дошкольного образования

Cовокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,...

«Что такое развивающие игрушки и развивающие игры?» Консультация для родителей

В возрасте от 2 до 6 лет у ребенка происходит активное формирование основных навыков и умений, основные процессы развития мозга, а именно коры головного мозга, как высшего органа управления, происходя...

Информация для родителей "Что такое развивающие игры"

Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, скл...

Консультация "Что такое развивающий диалог?"

Консультация для педагогов "Развивающий диалог"...

Методическая разработка "Что такое развивающие игрушки и развивающие игры"

В   методической   разработке  описано  и  приведены  примеры   разницы   развивающих  игрушек  и   развивающих  иг...