Статья для родителей консультационного центра «Что такое развивающие игры».
статья

Сущность и особенность развивающих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей «Что такое развивающие игры».

Игра -  ведущий  вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. 

С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

При выборе  в магазине той или иной игры для ребенка, не все родители задумываются о том, какие развивающие функции несет в себе эта игра и будет ли она полезна ребенку.

Развивающие игры – это те игры, которые направлены на интеллектуальное или физическое развитие ребенка.

Типы, характер, содержание и оформление определяются конкретными воспитательными задачами, применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. 

Начало  применения  развивающих  игр допускается в возрасте от года  в  зависимости  от 

развития ребенка в каждом частном случае.

                                        Сущность и особенность развивающих игр.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам.


2.Задачи даются в различной форме, знакомя ребенка с разными способами передачи информации.


3.Задачи расположены в порядке возрастания сложности. т. е. от простого к сложному.


4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до

непосильных среднему взрослому. Поэтому возбуждают интерес в течении многих лет.


5.Игры позволяют идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.


6. Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, нельзя объяснить способы и порядок решения задач, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7.Нельзя требовать и добиваться. Возможно малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.


8.Решение задачи предстает не в абстрактной форме, а в виде реальных и. осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.


9.Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.


10.Игры позволяют подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.


11.Играя в эти игры со своими детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.


12.Придерживайтесь основополагающих рекомендаций и тогда: настойчивость, целенаправленность, желание думать и искать оригинальные решения станут одними из качеств вашего ребенка.

Развивающие игры бывают различными:

  • приобретенные в магазине готовые комплекты  с инструкцией по применению или комплекты, избранные для игр самим ребенком, содержащие предметы-заместители.
  • игры, изготовленные собственноручно;
  • игры-фантазии


Существует множество классификаций развивающих игр.

Наиболее содержательно представлены в книге   Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры».

Все развивающие игры были классифицированы следующим образом.


                                            Классификация развивающих игр:

Абаки

«Абак» в переводе с арабского означает «счётный столик». Современные счетные столики представляют собой  подставки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении.

Абаки могут быть выполнены в виде игрушек-каталок, паровозиков, фигурок, иметь в своём составе от трёх-четырёх до нескольких десятков счётных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушки индивидуально каждому ребёнку.

Вкладыши

Вкладыши – это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры – вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вкладыши в рамку. Рамки с силуэтами (прорезями разных форм) могут быть плоскостными (в виде планшета) или объёмными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить её в отверстие.

Вкладыши в основание. Это набор предметов определённой формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставке (основании) или надевать на специальные штырьки.

Вкладыши один в другой. Это и традиционная русская матрёшка, и множество других подобных игрушек. Количество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется од двух- трёх до десяти и более.

Пирамиды

Это традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собою башенки, мельницы, человечков, животных. Игрушка может быть напольной, настольной и даже уменьшатся в кармане.

Бусы и шнуровки

Нанизывая бусы, малыш учится по-разному складывать пальчики в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щёпотью»), или двумя (кончиками большого и указательного пальцев - «пинцетный захват»). В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребёнка, скоординировать движения обеих рук.

Настольные игры

К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки «лото» с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов. Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам - цвету, форме, размеру.

Трехлетним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования. Позже к разнообразным мозаикам, лото и разрезным картинкам добавятся игры-«ходилки» с кубиком и фишками, позволяющие организовать уже с детьми 3,5-4 лет увлекательные соревнования-путешествия по самой разной тематике.

Блоки и конструкторы

Блоки и конструкторы строительные - один из основных видов игр данного типа - ставят своей целью обучению детей конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).

Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры.

Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида.

Первый вид предлагает составить изображение из нескольких частей. Это «Квадрат», «Сложи узор», «Радужное лукошко».

Второй вид предлагает наборы всевозможных деталей, которые надо научится сопоставлять по признакам: цвету, форме, размеру.

Игры-тренажеры

В свою очередь классифицируются на речевые и сенсорно-двигательные. Речевые развивают активную связную речь ребенка.

Сенсорно-двигательные тренажеры развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы). Такие тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Ребенок может самостоятельно  крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами - дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.

Список использованных источников:

  1. Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ»  / Т.М. Бондаренко. - Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;
  2. Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
  3. Воскобович, В.В. Развивающие игры  / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;
  4. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;
  5. Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста»  / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.: ил.;
  6. Никитин, Б.П. Развивающие игры  / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.;
  7. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников  / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство – Пресс, 2004. - 79 с.: ил.;
  8. Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А.А. Смоленцова, О.В. Суворова. - СПб.: Детство – Пресс: 2010. - 112 с.;
  9. Финкельштейн, Б.Б. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…»  / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. - 46 с.: ил.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое развивающие игры?

В статье представлен материал по развивающим играм. Часто у детей много игрушек, но они ими  не играют. В статье представлены особенности развивающих игр и игрушек,...

Информация для родителей "Что такое развивающие игры"

Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, скл...

Что такое развивающие игры

Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, скл...

Круглый стол для родителей консультационного центра на тему «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Круглый стол для родителей консультационного центра на тему«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей консультационного центра «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей консультационного центра«Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»...

Деловая игра для родителей консультационного центра

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...