РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
консультация на тему

Кутепова Наталия Валериевна

Привязанность,самосознание ребенка, речь и становление личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_lichnosti_v_vozraste_ot_odnogo_goda_do_treh_let.doc77.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Наблюдение за поведением окружающих людей и подража ние им в раннем возрасте становятся одним из основных ис точников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели из предыдущего материала, формируется чувство привязанности, положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Привязанность представляет собой .общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей причем аналоги его имеются и у животных. Существуют личные объяснения феномена младенческой привязанности детей к родителям. На первых порах его изучения считали, что ранняя привязанность детей к своим родителям объясняете тем, что они, в первую очередь мать, являются источником удовлетворения главных биологических и социальных потребностей ребенка, например потребности в эмоционально-положитель ном общении. Однако последующие исследования показали, что данная точка зрения не вполне обоснована.                         

Привязанность ребенка к своим родителям служит, вероятно тем же целям и в основном объясняется теми же причинами, что и у высших животных. Благодаря привязанности удовлетворяют ся основные потребности младенца и детей более старшего воз раста, снижается их тревожность, обеспечиваются субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности, формируется основа для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возра сте. Когда мать находится рядом, дети, привязанные к своим ро дителям, проявляют более выраженную склонность к двигатель ной активности, к изучению окружающей обстановки.

Невозможность постоянного эмоционального общения и отсут ствие привязанности к взрослым людям в ранние годы, особенно к матери и к другим близким родственникам, нередко во взрос лом состоянии оборачиваются для ребенка неспособностью со здавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют важ ную роль в психологическом развитии ребенка как личности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со ста новлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зерка ле, откликается на свое имя, сам начинает активно пользовать ся местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, т.е. сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возникает упомянутое выше психоло гическое новообразование «Я». Одновременно соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка.

После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в общении с окружающими людьми в психике

ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них постепенно складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.

Примерно в это же время впервые появляется и в практиче ских взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самостоятельности. Свое право на. независимое поведение дети начинают активно отстаивать после инициативного заявления «я — сам», когда кто-либо из взрослых пытается им в чем-то помочь против их собственной воли, например в игре или в практической деятельности.

Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специ ально ищут, искусственно создают себе препятствия, преодоле вают ими же придуманные трудности. Они пытаются взбираться на горки, когда вполне можно их обойти, на ступени лестницы, когда в этом нет необходимости, на предметы мебели, ходят, как бы сознательно наступая на своем пути на мелкие предме ты, идут туда, где путь закрыт. Все это, очевидно, доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начи нают складываться такие важные характерологические качест ва, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ребенок иногда с удивительным упорством, достойным лучше го приложения, начинает повторять те действия, которые взрос лые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина дан ного кризиса состоит в том, что ребенок, у которого возникла потребность в познании окружающего мира, начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых зна ний и производимых им самим эффектов. Поэтому он живо интересуется повторением однажды полученного результата де ятельности, проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же самое время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослого ребенок начинает проявлять упрямство и упорно пытается повторять именно то, что ему запрещается. Это есть форма протеста ребенка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребенок начинает капризничать, плакать, бросается на пол, ведет себя демонстративно непослушно. Этот онтогенетически первый жизненный кризис есть признак развития ребенка, его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребе. нок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетние дети умеют уже подчинять поведение других людей своим требованиям, осознают свои возможности в оказа нии влияния на них, демонстрируя при этом определенные воле вые качества. На втором году жизни малыш начинает употреб лять местоимения «мне», «ты», по-видимому, осознавая разли чие между собой и окружающими людьми. К трем годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе, проис ходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На треть ем году жизни, выполняя какое-либо действие, ребенок описы вает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.

С появлением самосознания постепенно развивается способ ность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состо яния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного че ловека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способ ны понять уже двухлетние дети.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваи ваться нормы поведения, например, необходимость быть акку ратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т.п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии — огорча ются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.

При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успе хов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятель ствам, например прилагаемым усилиям. Другой признак нали чия этой потребности — характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объ яснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.

Еще один показатель развития мотивации достижения успехов v детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточ но высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориенти рованной на достижение успехов; представляет собой умение раз личать способности и прилагаемые усилия. Это означает, что ребе нок становится готовым к анализу причин своих успехов и неу дач, способным более или менее произвольно управлять деятель ностью, направленной на достижение успехов и избегание неудач.

Примерно с полуторагодовалого возраста некоторые дети во время игры прекращают свою деятельность и смотрят на свое произведение, как бы оценивая его со стороны. К двум годам это делают уже практически все дети. Данный факт можно рас сматривать как признак того, что дети этого возраста способны уже выделять и оценивать результат своей деятельности. Почти одновременно с этим в лексиконе ребенка появляется уже упо мянутая нами фраза «Я — сам». Эта фраза не только говорит о том, что ребенок выделяет себя; но и о том, что свое произведе ние он уже рассматривает как результат собственной деятель ности. Однако вплоть до четырехлетнего возраста многие дети еще не очень настойчивы в своем желании сделать что-либо самостоятельно и нередко уступают давлению взрослых.

РЕЧЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благо даря чему существенно ускоряется процесс развития самосоз нания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она же является носите лем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоени ем речи качественно перестраивается, ускоряется процесс раз вития ребенка как личности. Поэтому не случайно, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка.

Говорение и понимание как две стороны в развитии речи по-разному связаны с различными аспектами формирования личности ребенка. Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацию требований и оценок поведения ребенка со взрослых. Это дает возможность корректировать поведение ,причем чем более развиты лексическая, семантическая, синтаксическая и другие стороны высказывания (в аспекте его понимания), тем точнее и тоньше способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий. Говорение позволяет ребенку в диалоге уточнять предъявляемые ему требования, получаемые со стороны взрослых оценки и самому влиять на поведение окружающих взрослых людей таким образом, чтобы оно как можно больше соответствовало потребностям его личност ного развития.

Сложную психологическую проблему представляет вопрос о соотношении того, что ребенок может понимать и говорить, с его собственными личностными качествами. Суть проблемы со стоит в том, в какой мере активная и пассивная речь ребенка раннего возраста отражает достигнутый им уровень личностно го развития: ведь далеко не каждый взрослый человек, хороша владеющий речью, в состоянии осознать и выразить в словах собственные качества личности. Между уровнем индивидуаль ного развития ребенка и тем, что и как он говорит, нет по-видимому, простой и однозначной связи. Судить о том, осозна ет себя ребенок как человека, отличного от других людей, или не осознает, нельзя только на основании того, пользуется или не пользуется он в своей активной речи местоимением «Я». Ос нованием для подобных психологических выводов скорее мог ло бы служить то, что ребенок понимает, т.е. его пассивная речь. Способы психодиагностического оценивания уровня ре чевого личностного развития ребенка в раннем возрасте необ ходимо выбирать исходя из того, что он понимает.

Однако одного речевого анализа недостаточно для полноценной психодиагностики. Наряду с ним следует исполь зовать анализ поведения, но не в отдельности, а в логической соотнесенности с речью. Основанием для удовлетворительных выводов могут служить факты совпадения того, что понимает и что делает ребенок. В этой диаде: понимание и поведение — основную роль в развитии играет, по-видимому, понимание. Поэтому, воспитывая ребенка, развивая его как личность, в пер вую очередь необходимо заботиться об углублении смыслового понимания воспринимаемой речи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ

ДОСТИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Итак, мы рассмотрели процесс познавательного, личностно го и поведенческого развития ребенка от рождения до трехлет него возраста, выявили закономерности, условия и движущие силы этого развития. Попробуем теперь в интегрированном ви де представить, с какими достижениями подходит ребенок к критическому возрасту около трёх лет, когда о нем впервые на чинают говорить как о маленькой личности. Воспользуемся для этого табл. 2, где показаны основные психологические и пове денческие новообразования, возникшие к данному моменту жиз ни у ребенка.

Таблица 2

Основные достижения в психическом развитии ребенка

от рождения до трех лет

Сферы развития

Возраст   , 

Познание 

Движения 

Общение 

3 года 

Оформление речи. Первые признаки образного мышле ния. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчи вости и постоянства объектов 

Развитие ручных предметных движе ний. Появление во левого самоуправле ния поведением 

Появление самосоз нания. Освоение первичных нравст венных норм. Усво ение правил челове ческого поведения 

2 года 

Развитие понимания и появление актив ной речи

Начало активно! 

Дифференциация функций рук и ног развития речи 

Формирование базо вых черт характера 

1 год 

Первые признаки понимания речи 

Самостоятельное хождение. Самосто ятельное стояние 

Первые признаки пользования речью 

Ю месяцев 

 

 

Возникновение ре акции привязанно сти — беспокойства среди чужих людей и в новой обстановке 

Окончание таблицы 2

Возраст 

Познание 

Движения 

Общение 

8 месяцев 

Становлениесенсомоторногоинтеллекта

Хождение вокруг опоры 

Невербальнаякоммуникацияспомощьюжестовмимикиипантомимики

7 месяцев 

Стояние с поддерж кой 

5 месяцев 

 

Сидение с поддерж кой. Перенос цент ра тяжести на ноги 

3 месяца 

Оформление функ ции зрения 

Переворачивание с боку на бок — пере катывание 

Реакция улыбки в ответ на появление лица матери 

2 месяца 

Формирование об раза-ассоциации между голосом и ли цом матери 

2 недели 

Выделение голоса матери из других звуков 

1 неделя 

Различение звуков и запахов. Реагирова ние на звуки. Сле жение за движе ниями 

Уже в первые дни после своего рождения ребенок готов к восприятию мира в виде ощущений, элементарных образов с по мощью практически всех органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. Его анализаторы с рождения готовы к принятию и пере работке разнообразной сенсорной информации о мире.

На первой и второй неделях жизни способность к восприя тию раздражителей дополняется способностью к их выделению из фона и различению. В особый класс попадают и вызывают специфические реакции со стороны ребенка те раздражители, которые связаны с человеком. Это — лицо и фигура матери, человеческий голос, знакомые и незнакомые люди. Восприя тие, связанное с человеком, получает в дальнейшем приоритет ное и ускоренное развитие. Первыми в сознании ребенка скла дываются образы, соотносимые с людьми, и признаком этого становится соединение в единый перцептивный комплекс лица и голоса матери в период между первым и вторым месяцами жизни. В то же время к развитию познавательной сферы ребен ка добавляется движение и общение. В области восприятия при мерно с двух месяцев начинает активно функционировать зрение, и оно на значительный последующий период жизни ребенка вплоть до достижения им годовалого возраста опреде ляет его познания и мышление.

В два-три месяца ребенок может самостоятельно переворачи ваться, перекатываться с боку на бок. Около трех-четырех ме сяцев он делает первые попытки переноса центра тяжести на ноги и демонстрирует способность сидеть с поддержкой. При мерно в пять месяцев он уже сидит сам, без поддержки. В пять-семь месяцев ребенок стоит с поддержкой, а в семь-восемь ме сяцев ходит вокруг опоры. В десять месяцев он стоит самосто ятельно, а около года начинает ходить. Развитием его движе ний активно управляет зрение, причем оно само совершенству ется под влиянием двигательной активности. Возникает зри тельно-моторная координация, которая является важным усло вием для начала активного развития мышления в форме сенсомоторного интеллекта.

Личностное развитие детей в период младенчества носит под готовительный характер и протекает в скрытой форме. Наибо лее известными его внешними проявлениями являются комплекс оживления (около двух-трех месяцев), демонстрация отчетли вой реакции привязанности (примерно в восемь-десять месяцев) и кризис первого года жизни (в конце младенческого возраста). В течение всего этого периода времени на базе врожденной эмпатической способности идет процесс развития и совершен ствования невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это Вместе взятое подготавливает переход на следующий уровень развития, свя занный с активным усвоением и использованием невербальной речи. Способность к пониманию языка жестов, мимики и пан томимики возникает в возрасте около двух-трех месяцев и к Десяти-двенадцати месяцам, т.е. к тому моменту времени, когда начинает формироваться вербальная речь, достигает весьма вы сокого уровня развития.

С началом раннего возраста и в течение его идет непрерыв ный процесс формирования речи, которая одновременно вклю чается в познавательное, личностное и поведенческое развитие' Ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. В результате психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высо кий уровень интеллектуального развития, связанный с образ ным и словесно-логическим мышлением.

Благодаря овладению прямохождением разделяются функции рук и ног ребенка, начинается быстрый процесс совершенство вания ручных движений, приобретение ими предметного ха рактера. Возникает более тонкая и точная регуляция этих дви жений за счет их зрительного контроля. Начинают оформлять ся базисные черты личности, ребенок осваивает элементарные правила поведения и нравственные нормы. У него появляются первые признаки самосознания.

Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособленным к самостоятельной жизни, уже во всех отно шениях является человеком с явными первыми признаками ин дивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь, выполняющую в его жизни мно гочисленные функции. К этому времени ребенок уже освоил многие нормы человеческих взаимоотношений.

По данным, полученным некоторыми исследователями, к воз расту около трех лет у ребенка можно заметить проявления внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности, со циальных потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в лидировании. В этом возра сте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми.

С такими общими достижениями в развитии познаватель ной, двигательной, мотивационно-волевой,  эмоционально-ре гуляционной и других сфер подходит ребенок к трехлетнему рубежу. Хотя в целом его достижения в развитии кажутся весь ма значительными, ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем он станет настоящей личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психического развития детей от одного года до трех лет.

В статье описываются особенности психического развития детей от 1 года до 3 лет....

ПЕРИОД ОТ ОДНОГО года до трех лет

ПЕРИОД ОТ ОДНОГО года до трех лет – особое время, когда очерчиваются контуры будущей личности ребенка и становятся заметными достоинства и упущения родительского воспитания бо...

Формирование культуры поведения у детей в возрасте от одного года до трех лет.

Косультация для воспитателей группы ГКП (от 1 -3 лет). Поэтапное формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Примерные показатели овладения навыком....

Особенности развития детей в возрасте 4-5 года Развитие личности 4-5 лет

Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка....

Какую игрушку выбрать ребенку дошкольного возраста (в возрасте до одного года; от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет; с 3 до 4 лет)

В статье рассматривается какую игрушку выбрать ребенку дошкольного возраста (в возрасте до одного года; от 1 года до 2 лет; от 2  до 3 лет; с 3 до 4 лет)...

Возрастные возможности познавательного развития ребенка с рождения до одного года

В статье рассматриваются возрастные возможности познавательного развития ребенка с рождения до одного года...

Презентация на тему "Неваляшки" Лэпбук по развитию мелкой моторики у детей от года до трех лет

Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для сенсорного развития малыша. Нормальное развитие ребенка не возможно без опоры на полноценное восприятие. Необходима тренеровка органов чувст...