Игровые задания для расширения словарного запаса
консультация (старшая группа) на тему

Рудник Анна Иосифовна

 

Очень важно до школы активизировать словарь детей, развить внимание к слову, сформировать умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.
В следующих играх ребёнок познакомится со словами-предметами, словами-признаками,словами-действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_zadaniya_dlya_rasshireniya_slovarya_kons.doc19 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые задания для расширения словарного запаса

Очень важно до школы активизировать словарь детей, развить внимание к слову, сформировать умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.
В следующих играх ребёнок познакомится со словами-предметами, словами-признаками,словами-действиями.

Найди предмет на этот цвет

Эта игра направлена на развитие зрительного восприятия ребенка и на расширение его словарного запаса.
Первый вариант — более легкий и призван закрепить цветовосприятие ребенка.
Второй вариант не только развивает цветовосприятие, но и учит ребенка за определенное время вспомнить несколько предметов определенного цвета.

Вариант 1. Ведущий называет определенный цвет и кидает игроку мяч, а игрок должен быстро отбросить мяч обратно, назвав предмет предложенного цвета.

Если игрок не справляется с заданием, то наступает очередь следующего игрока. Если игрок делает три ошибки, он выбывает из игры.

Вариант 2. Ведущий называет определенный цвет и говорит игроку: «Назови пять предметов такого цвета. Раз, два, три — говори!» На выполнение задания игроку отводится одна минута. Если за это время он не сможет назвать пять предметов, то он выходит из игры.

Победителем становится последний из игроков. Ему предоставляется право стать новым ведущим и предложить очередной цвет.

Что больше?

Эта игра направлена на развитие внимания, памяти, воображения, глазомера. Она не только закрепляет знания ребенка о величине предметов, но и расширяет словарный запас, представление ребенка о мире.

Ведущий называет какой-либо предмет и говорит одному из игроков: «А что больше?» Игрок должен назвать другой предмет, больший по величине. Например, ведущий назвал стул, а игрок в ответ называет стол, или шкаф, или машину. Повторять предметы нельзя ни ведущему, ни игроку. Каждый игрок может назвать только один предмет.

Игры с мячом «Животные и их детеныши»

Цель игры: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.

Кто где живет?

Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.

Третий лишний

Цель игры: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ведущий, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: Голубой, красный, спелый.
Кабачок, огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
День, ночь, утро, весна.
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

Что бывает круглым?

Цель игры: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Бросая мяч ребёнку, ведущий задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)