Главные вкладки

    Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к школе"
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Костромцова Татьяна Геннадиевна

    Просветительная информация о готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, практические советы для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nov_statya.docx34.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья  для публикации в  научно-методическое издание.

                      Психологическая готовность детей к школе.

    Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. А также является одним из главных направлений ДОУ. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.

    Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.

    Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.

    Необходимо подготавливать детей подготовительной группы к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поэтому проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

    В образовательном пространстве участвуют педагог-психолог, педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.

         Проблемы и потребности современного образования

    Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

    В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

    Новые государственные образовательные стандарты, социальный заказ родителей, изменения, происходящие в обществе, определили становление принципиально новых приоритетов в образовании, важнейшим из которых является:

    • повышение качества образования;

    • обеспечение доступности качественного образования каждому ребёнку;

    • развитие непрерывного образования;

    • обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

    Психологическая готовность рассматривается в контексте общего развития ребенка в специфических, детских видах деятельности (игра, рисование, конструирование и др.) с использованием методов, форм образования, адекватных возрастным закономерностям, особенностям развития ребенка. Параметры готовности к школьному обучению в виде показателей общего развития, определенные отечественной психолого-педагогической наукой, соответствуют с одной стороны федеральным государственным требованиям. А с другой стороны – по своему содержанию они перспективны для установления преемственных связей с целями и результатами освоения детьми программ начальной школы по личностным, предметным (знания, умения, навыки) и метапредметным (предпосылки учебной деятельности) качествам. Соответственно, возможна преемственность в методах развивающего взаимодействия с детьми. Изучением данной проблемы занимались: В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, и др.

    В рамках современной стандартизации образования, наконец, возможна практическая реализация преемственности дошкольного и начального общего образования. Реализация ФГОС ДО  требует соорганизованной деятельности всех социальных структур, имеющих отношение к этой проблеме, и в первую очередь согласования по всем параметрам деятельности педагогов и психологов дошкольного и начального общего образования.

    Без учета принципа преемственности ступеней образования при определении целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка, его личностное становление, получение общественно значимого образовательного результата. Важными для развития системы дошкольного образования являются базовые принципы, лежащие в современной области образования:

    • открытость к общественным запросам и требованиям времени;

    • привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, образовательных реформах;

    • переход на современные образовательные технологии;

    • обеспечение доступного качественного образования для всех граждан

    Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

    Условием для полноценного развития в старшем дошкольном возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с детьми построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития детей.

    Также значимым условием психического развития, является использование потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного развития от дошкольного к начальному школьному этапу.

    Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

    Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимо у него сформировать психологическую и личностную готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.

    Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период.

    Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем мир взрослых так интересует ребенка, что он не может ограничиться только созерцанием, ему необходимо активно действовать в нем.

    В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А. Н. Леонтьевым. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре. Ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Таким образом, характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований старшего дошкольного возраста:

    - развитие мотивационно-потребностной сферы;

    - преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;

    - развитие идеального плана;

    - развитие произвольности действий.

    На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, то есть ведущее для всего процесса развития. Вокруг него располагаются частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам познавательного и личностного развития ребенка. Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л. С Выготский назвал центральными линиями развития.

       Основные новообразования личностного развития дошкольника

    1. Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение мотивов.

    У детей формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др., зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др., возникает новый тип мотивации - иерархия мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы.

    2. Возникновение первичных этических инстанций. Исходя из моральной оценки поступка взрослых, дошкольник устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием. На основе этого ребенок относит свои поступки к «хорошим» или «плохим».

    3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать окружающих его людей, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями и поступками других. К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди людей и свои переживания, у него формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Таким образом, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни и самосознанию.

    4. Произвольность поведения и возникновение воли как способности к управлению поведением. В старшем дошкольном возрасте импульсивное и непосредственное поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами. Ребенок начинает контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, то есть возникает произвольное поведение. Появление воли связано с развитием целенаправленности действий, установлением отношения между целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий. На протяжении дошкольного возраста под влиянием взрослых ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. Но, хотя такое подчинение и возникает в дошкольный период, сформировано оно еще не полностью и требует подкрепления внешними обстоятельствами (в частности, присутствием взрослого).

     Основные новообразования познавательного развития дошкольника

    1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника - развитие воображения. Дети старшего дошкольного возраста могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения, то есть появляется преднамеренное, произвольное воображение. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе.

    2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности. Дети учатся выделять существенное в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования общих умственных способностей дошкольника - наглядное моделирование, которое в наибольшей степени соответствует специфике наглядно-образного мышления. Усвоение средств и способов решения познавательной задачи меняет характер детского мышления. Но хотя модельно-образные формы мышления и достигают высокого уровня обобщенности, до конца дошкольного возраста они остаются, прежде всего, образными формами.

    3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания , запоминания. Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов является память. Именно благодаря ей происходят все существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника. В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи со становлением произвольных механизмов поведения в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре, затем под влиянием взрослых при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.

    В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием - обобщением переживания, то есть меняется отношение ребенка к окружающему миру.

    По мнению Л. И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными, появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.

    Как считает Л. И. Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и не изменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.

    В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:

    1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;

    2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.

    Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».

    Таким образом, перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки научных основ максимального использования всех видов деятельности для познавательного и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста.

    Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе.

      Каждый год в первый раз переступают школьный порог сотни детей. Этот день является очень желанным как для детей, так и для родителей. Ребенок чувствует себя повзрослевшим, более самостоятельным, значит - более уважаемым. Родители ожидают от школы свои радости, связывают с ней какие-то надежды на успехи ребенка. Но есть и волнения. Прежде всего, это волнения о готовности ребенка к школе. Как определить, готов ли ребенок к школе или нет? Как научить его общаться со сверстниками и учительницей? Учить ли ребенка читать и писать перед школой? Эти и подобные вопросы задают родители на консультациях?

        С психологической точки зрения готовность к школе подразумевает не столько умение читать и писать, сколько умение слушать взрослого  и выполнять правила. Ребенку важно уметь регулировать свою деятельность:

    • иметь мотивационную готовность к школе;
    • обладать общей осведомленностью, уметь обобщать, анализировать, сравнивать;
    • иметь достаточную  развитость мелкой моторики руки.

      Ребенок, который не умеет выполнять требования учителя потому, что не научился слушаться родителей и воспитателей в детском саду, скорее всего в школе будут называть «трудным» или «особым» ребенком. Если вы хотите научить слушаться, развить умение следовать правилу следует начинать играть с ребенком. Это могут  быть обыкновенные игры – «Семья»», «Больница» или «Краски», а также настольные игры с правилами. Ведь именно в подобных играх необходимо делать так, как требуется, согласовывать действия друг с другом. Если у ребенка не получается следовать правилу, сдерживать взрывы эмоций, его будут стараться не брать в игру. А это может повлиять на формирование умений общаться со сверстниками в школьном коллективе. Научить выполнять правила достаточно легко – чаще играйте с ребенком в настольные игры, в «да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Выбирайте игры, интересные для ребенка. Слишком простые задания могут показаться скучными и не учат преодолевать трудности, а выполнение слишком сложных заданий могут «отбить» навсегда желание заниматься.

    Общая осведомленность – это показатель того, что ребенку свойственна любознательность. Практически все дети в возрасте 3 – 5 лет задают множество вопросов типа: «А что это?», «Почему идет дождь?», « А что находится внутри машины?» и так далее. Ответы взрослых, понятные для ребенка, - это один из основных источников познания мира. Если малыш не любопытен, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложно в школе среди интеллектуально подготовленных сверстников, труднее воспринимать новые сведения из учебников. Если вы  будете чаще беседовать с вашим ребенком, более внимательно относиться к ответам на его вопросы, и доступнее преподносить ваше объяснение, тем лучше он будет усваивать новый учебный материал.

       Как можно определить, что такое мотивационная готовность? Давно известно, что если ребенок не хочет учиться – это, как правило, создает большие трудности в его обучении. Если у ребенка нет желания заниматься, заставить его что-то делать невозможно. У ребенка должно формироваться стремление стать лучше и вера, что все можно изменить, совершенствуя себя. Хорошо, когда ребенок чувствует поддержку, любовь матери, а авторитет отца укрепляет уверенность его в своих силах. Чрезмерная тревожность матери по поводу проблем в школе имеет свойство передавать ребенку, и он вместе со своими школьными ошибками несет за собой груз родительских страхов и несбывшихся надежд.

       В последнее время мы можем часто услышать слова «гиперактивный ребенок». В школе такой ребенок также может встретиться с определенными трудностями. Гиперактивность характеризуется, прежде всего, неконтролируемой двигательной активностью. Мозг его активность не контролирует. Гиперактивные без конца крутятся, могут вставать, выходить из класса, бегать по классу. Ему усидеть очень сложно в течение пятнадцати минут. Это и раньше родители замечали, но в саду это не мешало, да и нагрузки не было. А в школе это проявляется явно. Отмечается импульсивность в поведении, а в дальнейшем, что бывает очень часто, снижается концентрация внимания. Мы к нему в претензии: ты невнимательный, ты рассеянный, а он и не может быть другим. Именно это и характерно для синдрома гиперактивности. Чтобы все пришло в норму, нужно время, соответствующее поведение родителей.

       Первая необходимость – отрегулировать ночной сон. Далее, за два часа до сна – никаких игр со сверстниками, никаких азартных игр. Только спокойная обстановка. Если маме надо вечером еще много дел переделать, укладывать ребенка должен кто-то другой, находящийся в спокойном состоянии. Это наше материнское «спи сейчас же!» может его настолько возбудить, что он не заснет до полуночи.

       Хорошо, если ему кто-то спокойно сказочку почитает, может, и вздремнет рядом с ним или – мягкую игрушечку ему в постель, дать посмотреть не страшные книжечки. Вот он постепенно и заснет. Более того, у ребенка должен быть свой уголок, где исключаются яркие орнаменты на стенке, подбираются свет и гардины спокойных, не возбуждающих цветов.

    Еще до школы ребенок должен быть приучен не заваливать свой стол слишком большим количеством книг, разных пособий и т.д. Если он рисует – ему нужен только альбом и 2-3 карандаша или фломастера. Не надо давать все сразу! Покрасил этими – дать следующие краски. Когда он чем-то занимается, дать ему вначале 10 мин., потом – 15, самое лучшее -20 мин.

     К школе его надо постепенно приучать к тому, чтобы он сидел и чем-то одним с удовольствием занимался.

    Все время надо создавать такие условия, чтобы ему нравилось заниматься. Значит, параллельно не должно быть никаких окриков, ни в коем случае не заставлять. Ребенку необходим моральный стимул: ты молодец, хорошо посидел, позанимался, справился с делом. К школе надо воспитать такое качество: умение справляться с делами, пусть и неинтересными. Ведь в школе неинтересных дел будет очень много. Для гиперактивных это особенно важно.

       Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

    При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?
      Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
    1.Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
    2.Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
    3.Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
    4.Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
    5.Конструирование.
    6.Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
    7.Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
    8.Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков и т. д.
    9.Всасывание пипеткой воды.
    10.Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков,  семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
    11.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
    12.Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
    13.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.
    14.“Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
    15.Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
    16.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
     Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

    При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.
    Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

      Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.
      Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако, не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, это здорово, что ваш ребенок научился этому так рано. Однако, научив ребенка читать или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии. Выучите с ребенком буквы, научите его складывать слоги, остальное доверьте профессионалам. Уделите внимание развитию памяти, моторики, внимания.
    Вот несколько примеров для занятий:
    1. Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
    2. Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
    3. Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
    4. Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
    5. Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
    Чем бы вы ни занимались с ребенком, не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоянными занятиями и терпением. Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая его от знаний.
    И еще, занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме. Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно.

    Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, чаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

       На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

    Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

     

    Список литературы:

    1. Голубь  В.Т. «Графические диктанты», Москва «Вако», 2006г.-141с

    2.Крюкова С.В. Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»,Москва «Генезис» 2006г. -198с.

     3.Л.И.Катаева «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» ,Москва Книголюб 2004г.- 60с.

     4.Ларцева Е. «Первый экзамен» Санкт-Петербург, «Детство- Пресс»,2000г.,47с.

     5.Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания Программа для детей 5-9 лет», Москва  «Сфера»2001г.-103с.

     6.Панфилова М.А. «Лесная школа Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников»  Москва «Сфера»-2002г.-96с.

     7.Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников Игры для фантазёров», Санкт-Петербург «Каро», «Четыре четверти» Минск 2004г.-103с.

     8.Чередникова Т.В. «Тесты для подготовки и отбора детей в школы» Санкт-Петербург «Стройлеспечать» 1996г.-64с.

     9.Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, - 112с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Готовность детей к школе

    При подготовке дошкольников к школьному обучению очень важно выявить его готовность по трем направлениям: физиологическая готовность специальная психологическая готовность В консультации раскрыто ...

    Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

    Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

    Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

    ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

    Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

    Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

    Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

    -Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

    Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

    Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

    Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовность детей к школе"

    Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовность детей к школе"...