Развитие у ребенка мелкой моторики рук
методическая разработка на тему

Кабачкова Елена Николаевна

Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Задачи:                                                                                                                                    ➢ Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;                                         ➢ Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;                                                                                                                         ➢ Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.                                                                                      ➢ Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_roditelskoe_sobranie._-praktikum_docx.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание – практикум

«Развитие у ребенка  мелкой моторики

                       рук»

                             

                                  Воспитатель: Кабачкова Е.Н.

Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Задачи:                                                                                                                                    ➢ Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;                                         ➢ Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;                                                                                                                         ➢ Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.                                                                                      ➢ Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.      

Участники: родители и воспитатель.          

Оборудование:  выставка детских работ, развивающих игр и пособий по развитию мелкой моторики, листы бумаги, памятки для родителей.

Ход собрания.

1.    Организационная часть.

Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии мелкой моторики рук у ребёнка.                                                               Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.

2.    Основная часть.

 В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?                                              

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения

пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.  Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.  Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи.  Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.  Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

  Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут.                                                                                                                                                                                                 1. Самомассаж кистей пальцев рук.

● Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.  Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.                                                                                                                                          ● Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

● Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним, двумя-тремя пальцами, удерживая его в  определенном положении в правой и левой руке.                                                             ● Массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.                                                                                      ● Самомассаж канцелярскими скрепками.                                                                               ● Самомассаж шишками сосны, кедра, ели.                                                                       ● Использование для массажа пальчиков рук сухих бассейнов                                                       ● Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:                                   - способствует овладению навыками мелкой моторики;                                                                                                  - помогает развивать речь;                                                                                                                                                     - повышает работоспособность головного мозга;                                                                                                             - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;                                                 - развивает тактильную чувствительность,                                                                                                                            - снимает тревожность.                                                                                                                                         Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук (Разучивание с родителями инсценировки -игры «Как у бабушке Наташе»)                                                      2. Пальчиковый игротренинг.

● Театры пальчиковые, теневые.                                                                                           Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».                                                                                                      Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить). Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. (Предлагаю кому – ни будь из родителей изобразить фигуру этого театра).                                                                                                                           ● Поделки из бумаги (оригами).  Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами).                                                                                                                                            ● «Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.                           ● Игры с пинцетом и пипеткой. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,  вместе с тем, развивает его моторику.               ● Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.                                                                                                                                   ● Игры – шнуровки. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.                                                                                                                                  ● «Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц, пробок от бутылок указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.                                                                                                          ● «Фокусник» - собрать «скомкать» кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).                                                                                                                             ● Рисование – рисовать пальчиками, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.                               ● Раскрашивание, штриховка.                                                                                           ● Сматывание цветных ниток в клубочки.                                                                     ● Аппликация, обрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами.                                                         ● Работа с пластилином, глиной, соленым тестом.                                                       ● Сухие бассейны: Погружение рук в песок, просеивание между ладонями, пальцами, использование сухих бассейнов для самомассажа кистей; Прячем руки в крупе, ищем сюрпризы; Перебираем, пересыпаем, рисуем;

Мочим губку одной рукой и выжимаем другой…                                                  Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья ребенка. Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.

3.  Подведение итогов.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.  Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук».

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!  

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы ни создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

                   

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

❖ Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

❖ «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

❖ Используйте с  детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

❖ Организуйте игры с пластилином, тестом.

❖ Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

❖ Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

❖ Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

❖ Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

❖ Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

❖ Давайте детям рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях.

❖ Выкладывайте из палочек  узоры по образцу и по желанию.

❖ Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

❖ Плетите из бумаги  коврики, корзинки, косички.

❖ Выполняйте аппликации.

❖ Режьте ножницами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер для развития речи и моторики рук.

С помощью этого простого тренажера сделанного из бросового материала можно развивать моторику рук ребенка.Также все картинки здесь имеют имя существительноен.Поэтому  можно спросить ребенка: Что...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ТОНКОЙ) МОТОРИКИ РУК

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ТОНКОЙ) МОТОРИКИ РУК...

Программа развития и совершенствования моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный язычок»

Выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения ...

Комплексное занятие " Снеговик".Конструирование,развитие речи, воображения, моторики.

- Артикуляционная  гимнастика- Психологическая игра- Пальчиковая  гимнастика(музыкальная)- Рассматривание  картины- Коллективная работа с ковролином- Физкульт   минутка-...

Консультация для родителей по сенсомоторному развитию «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи».

Развитие речи и интеллекта тесно связаны с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центр головного мозга, отвечающий...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие их мелкой моторики рук.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку...