Консультация для родителей -"Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР"
консультация

Рожкова Ольга Викторовна

В последние годы все чаще появляются исследования, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с ОНР. Они связаны с задержкой развития у них регулирующей функции речи в произвольных формах поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_sotsialnoy_pertseptsii.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР».

В последние годы все чаще появляются исследования, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с ОНР. Они связаны с задержкой развития у них регулирующей функции речи в произвольных формах поведения.

          На практике доказано, что дети с ОНР часто не умеют договариваться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовать ролевое взаимодействие. Во многом это связано с затруднением в осуществлении «социальной перцепции». Под ней понимаются коммуникативные навыки и умения, способствующие восприятию и соотнесению вербальных и невербальных компонентов общения.

          Психолого-педагогическая характеристика показывает, что у большинства детей отмечается недостаточно устойчивое внимание, ограниченные возможности его распределения, фрагментарность, недостаточность точности и полноты зрительного восприятия, нарушение формирования пространственных представлений; неустойчивость и сужение объема слуховой, реже – зрительной памяти; повышенная утомляемость и истощаемость; затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой; недостаточный уровень словесно-логического мышления.

         Формирование навыков социальной перцепции происходит на занятиях по звуко-буквенному анализу (программа Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой).

          Первый этап предполагает коррекцию слухового внимания и памяти, развитие слухо-двигательных и слухо-зрительных межанализаторных связей. Реализация этих задач идет на материале предметных и сюжетных картинок с изображением эмоций, что позволяет научить детей формировать внимание и умение распознавать эмоциональное состояние партнера.

         Второй этап состоит из коррекции звукопроизношения, развития фонематического восприятия в процессе формирования умения делать предложения о мотивах и последствиях его поведения (что он хочет, или хотел?).

         Третий этап последовательно и планомерно осуществляет формирование навыков звукового анализа и синтеза, перенос усвоенных навыков социальной перцепции в сферу отношения со сверстниками.

На первом этапе проводятся следующие упражнения:

  • «Подбери картинку» - Происходит подбор картинок с изображением эмоций к словам, которые требуется запомнить; - Подобрать картинки с изображением эмоций для пересказа к тексту. «Маленький медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер («с-с-с») и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало ему жарко, медвежонок развернулся и зарычал: «р-р-р».
  • Игра на различение эмоционального состояния. Перед детьми кладется картинка, на которой нарисованы: мячик, подушка, магнитофон, книга. Детей просят выбрать «спокойные» вещи и подобрать к каждому предмету тот звук, который он ему напоминает.
  • «Через стекло».  Детям предлагают представить, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Один ребенок беззвучно артикулирует губами гласный звук, другой пытается узнать его. Затем дети меняются ролями. После игры дети выясняют насколько точно и правильно они поняли друг друга.

На втором этапе проводятся следующие игры:

  1.  Ребенку предлагается отметить на картинке тех лягушат, у которых хорошее настроение. Объяснить как он узнал, что им хорошо. Показать, какая из лягушек произносит необходимый гласный звук («А, Ы, И»), сказать, при каком настроении можно произносить эти гласные звуки.
  2.  Ребенок ищет гусеницу, настроение которой не похоже на настроение других (веселая или грустная?). Показать, как она произносит гласные звуки – «У, О, Э».
  3.  Дети вспоминают сказки или мультфильмы, где герои смеются, обижаются, злятся, пугаются. Выделить, с какого звука начинается имя героя на картинке. Отметить тех героев, которые понравились больше других.
  4.  На картинке нарисованы упрямый ослик и ласковый котенок. Из произносимых логопедом мягких и твердых согласных звуков дети подбирают твердые согласные звуки к упрямому ослику, а мягкие согласные к ласковому котенку. Кого из героев они назовут упрямыми, а кого – ласковыми (дифференциация твердых-мягких согласных звуков).
  5.  На картинке нарисованы волк и два зайца, один смелый, а другой трусливый. Детям предлагается к одному из зайцев подобрать твердые согласные звуки, а к другому – мягкие. Затем найти самого смелого (дифференциация твердых-мягких).

На третьем этапе проводятся игры:

  •          На картинке нарисованы девочка с улыбкой на лице и мальчик с недовольным выражением лица. С каким настроением лучше всего подходить к родителям с просьбой? Предлагается отгадать имена детей по картинкам (первая буква предмета означает последующую букву имени). 
  •          Ребенку предлагают не словами, а только звуками имитировать различные настроения и действия, например; мямлить, говорить со всхлипыванием и подвыванием. Другой ребенок отгадывает, что было сказано, и выделяет услышанные звуки. 
  •         Один из детей пытается воспроизвести с помощью движений, мимики, жестов человека, животное или предмет, который ему показали на карточке. Остальные пытаются угадать правильный ответ. Кто угадал, тот загадывает следующий.

Таким образом, после всех 3-х этапов у детей будет отмечаться способность определять эмоциональное состояние персонажей, умение соотносить их с особенностями их коммуникативного поведения, делать обобщения по поводу мотивов поведения героев и переносить эти умения в сферу общения со сверстниками. Это будет способствовать налаживанию доброжелательных отношений в группе, формированию, навыков управления своими эмоциями.

Полученные навыки будут успешно влиять на повышение устойчивости и распределению слухового и зрительного внимания, формирование социальной ориентировки, поспособствуют развитию ассоциативной памяти, логического мышления.

Результаты коррекционного обучения говорят о том, что появляется активная ориентировка на акустические и артикуляционные признаки звуков, т.е. оказывается возможным формирование фонематического обобщения. Дети учатся производить анализ и синтез слов, пользоваться специальными терминами (звук, слог, слово, гласные; твердые, мягкие, согласные), составлять схемы звуко-буквенного состава слов различной сложности.

Все выше сказанное позволяет создать базу для дальнейшего обучения навыкам грамотного письма и правильного чтения.

 

Материал позаимствован из журнала - "Дошкольное воспитание" № 2 - 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социальной перцепции у дошкольников с общим недоразвитием речи"

В последнее время появились исследования, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Они связаны...

Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста

Игра – упражнение «Ласковый мелок» Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым  мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.Педаг...

Консультация для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их ...

Консультация для родителей «Формирование навыков здорового питания у взрослых и детей»

Консультация для родителей "«Формирование навыков здорового питания у взрослых и детей»...

Консультации для родителей. Формирование навыков общения у детей.

Представленный материал можно использовать на родительских собраниях, индивидуальных консультациях и как информацию для родительского уголка....

Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста

Картотека игр для формирования навыков социального поведения у детей средней группы...