Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Через игру к познанию или развитие познавательной активности у дошкольников в различных видах игр.

    Нистратова Наталья

    Консультация для родителей и педагогов о развитии познавательной активности у дошкольников в различных видах игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_cherez_igru_k_poznaniyu_.docx20.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Через игру к познанию или развитие познавательной активности у дошкольников в различных видах игр.

    Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

    Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?

    Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

    Но в последнее время происходит несправедливая замена игровой деятельности учебной. Эту тенденцию с педагогической, и с психологической точки зрения можно назвать неоправданной, и даже опасной, несущей непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что из-за своих психологических особенностей дети не готовы к учебной деятельности.

    Наблюдения показывают, что дошкольникам практически неизвестны традиционные детские игры. Главной причиной обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, режим дня в детских садах перегружен различными занятиями и на игру не остается свободного времени. Дети, по наблюдениям педагогов, не могут спокойно и содержательно играть - они начинают возиться, драться, толкаться. При этом они отмечают, что дети не умеют и не любят играть. Игра не появляется сама по себе, она передается из одного поколения в другое - от старших к младшим. На сегодняшний день эта связь детских поколений разорвана (разновозрастные детские коллективы можно встретить лишь как исключение). Дети растут рядом с взрослыми, а взрослые не умеют играть, у них нет на это времени и они не считают игру важной. Если взрослые проводят время с детьми, они начинают проводить с ними обучающие занятия, а не игру. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.

    Главным показателем благополучия ребёнка на сегодняшний считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дети, пресытившись принудительными учебными занятиями, часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.

    Значение игры для ребенка дошкольного возраста

    • В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
    • С эмоциональной точки зрения технология игры не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели поведения.
    • Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
    • Игра стимулирует развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

    Виды игр для ребенка:

    • подвижные игры,
    • сюжетно-ролевые игры,
    • дидактические игры,
    • разгадывание кроссвордов, загадок,
    • игры-соревнования,
    • конструкторская игра.

    Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

    • развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности.
    • несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Они укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность.
    • подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений - развивая в них рефлексию и волю.

     

    Дидактические игры и их значение для ребенка

    • предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе.
    • они используются педагогами как средство обучения и воспитания.
    • учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

     

    Сюжетно-ролевые игры

    • К ним относятся игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные.
    • Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире.
    • Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» ребенка, они помогают познавать окружающий мир

    Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

    • помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике.
    • помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление.
    • разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка

    Игры-соревнования

    • развивают у детей стремление к успеху и возможности стать первым.
    • Развивают коммуникативные навыки

     

    Конструкторская игра

    • С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов.
    • В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности

     

    Из всего выше сказанного, становится понятным, что развитие познавательной активности происходит в игре. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....

    Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

    Значение дидактической игры в развитии познавательной активности у дошкольников

    статья о развивающем потенциале дидактических игр и их влияние на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста...

    статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

    Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

    Опыт работы: «Развитие познавательной активности у дошкольников через игры – путешествия в прошлое предметов».

    Нам необходимо развивать положительное отношение ребенка к познаниям уже в дошкольном возрасте. Основная задача взрослых помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный м...