Родительское собрание "Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте".
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Крылова Валентина Владимировна

Родительское собрание проведено в нетрадиционной форме: семейная гостиная с чаепитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynaya_gostinaya_vo_vtoroy_ml._gruppe.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей

города Кирова Калужской области

Конспект родительского собрания

во второй младшей группе

на тему:

«Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте».

Составили и провели:

Крылова В.В.

АлександроваО.Е.

Киров – 2015г.

Форма проведения: семейная гостиная.

Цель: воспитание самостоятельности у детей младшего возраста, педагогическое просвещение  родителей по теме собрания.

Предварительная работа: приглашение родителей на собрание; анкетирование родителей. (Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка.)

Оформление группы: столы накрыты для чаепития.

Повестка дня:

  1. Вступление.
  2. Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».
  3. Анализ анкет.
  4. Ситуации для анализа.
  5. Работа с памятками.
  6. Слово-эстафета.
  7. Горячее блюдо.
  8. Разное.
  9. Подведение итогов.
  10. Чаепитие.

Ход собрания:

  1. Вступление.

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в  3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред своему ребенку. Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.

Как мы уже отметили, готовность, и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”.  У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!

Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.

Мини - итог: формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.

  1. Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».

Мини – итог: Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.

Дети – элементарным навыкам самообслуживания.

Мы – последовательности, методичности и терпению.

А терпения как раз порой и не хватает…

  1. Анализ анкет.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это.

Вам были  выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста», чтобы Вы заполнили их дома.

Анкета для родителей

Навыки самообслуживания у детей младшего возраста 

Критерии самообслуживания

Самостоятельно

С помощью взрослого

Следит за собой (опрятность)

 

 

Старается быть аккуратным в быту

 

 

Может кушать самостоятельно

 

 

Может пользоваться носовым платком

 

 

Может раздеваться

 

 

Может  одеться

 

 

Складывает свои вещи

 

 

Может убрать за собой игрушки

 

 

Моет и вытирает руки

 

 

Ходит в туалет

 

 

Просит ли помощи, если что-то не получается? 

Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.

Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
  • Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, строительный материал в определенное место
  • Выполнять небольшие поручение взрослых.

Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:  

  • приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,
  • выделить место для хранения предметов туалета,
  • постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

  1. Ситуации для анализа.

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.

Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает, как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама.

Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!»

Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы:

  • Правильно ли поступила мама?
  • Каковы последствия такого поведения мамы?
  • Бывали ли подобные ситуации у вас?
  • Как вы выходили из них?
  • Как лучше вести себя в таких ситуациях?

(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно».)

Другая ситуация.

Насте 3,5 года, она  категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.

Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

  1. Работа с памятками.

На ваших столах лежат памятки.

Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?

Памятка по формированию навыков самообслуживания.

  1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
  2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
  3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
  4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
  5. Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  7. Используйте игровые ситуации.
  8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.

А сейчас мы предлагаем вам поделиться с нами достижениями вашего ребенка. Предлагаем вам сыграть в игру:

6. Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение:

“ Мой ребенок умеет или делает…..”

(Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет.)

Какие замечательные малыши!

  1. Горячее блюдо.

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “Конфеты” раздаются родителям.

«Машу  забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается,  бабушка так и рвется помогать.

В результате ребенок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде».

( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

«Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.

С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?»

(Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог: Что это такое?- Штаны! - отвечает ребенок.- Штаны? А для чего они?- Надевать.- Надевать??? А как это?)

«На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?»

(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

«Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?»

(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и  непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)

  1. Разное.
  2. Подведение итогов.

Уважаемые родители! Мы благодарим вас за совместную работу.

Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.

  1.  Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме :” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”. ...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.

1.Анкетирование родителей.  Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка . 2.Оформление группы. Оформление стенгазеты :” Я  умею сам !!!”. (Вк...

Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте

Конспект родительского собрания во второй младшей группе...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте"

Представлен конспект родительского собрания, целью которого является,  помощь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах....

Презентация "Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте"

Памятка по формированию навыков самообслуживания.•Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка•Поощряйте , хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.•Необход...