Главные вкладки

    Родительское собрание "Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте".
    план-конспект занятия (младшая группа) на тему

    Крылова Валентина Владимировна

    Родительское собрание проведено в нетрадиционной форме: семейная гостиная с чаепитием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semeynaya_gostinaya_vo_vtoroy_ml._gruppe.docx28.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей

    города Кирова Калужской области

    Конспект родительского собрания

    во второй младшей группе

    на тему:

    «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте».

    Составили и провели:

    Крылова В.В.

    АлександроваО.Е.

    Киров – 2015г.

    Форма проведения: семейная гостиная.

    Цель: воспитание самостоятельности у детей младшего возраста, педагогическое просвещение  родителей по теме собрания.

    Предварительная работа: приглашение родителей на собрание; анкетирование родителей. (Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка.)

    Оформление группы: столы накрыты для чаепития.

    Повестка дня:

    1. Вступление.
    2. Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».
    3. Анализ анкет.
    4. Ситуации для анализа.
    5. Работа с памятками.
    6. Слово-эстафета.
    7. Горячее блюдо.
    8. Разное.
    9. Подведение итогов.
    10. Чаепитие.

    Ход собрания:

    1. Вступление.

    Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.

    Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в  3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

    Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред своему ребенку. Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.

    Как мы уже отметили, готовность, и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”.  У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!

    Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.

    Мини - итог: формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.

    1. Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».

    Мини – итог: Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.

    Дети – элементарным навыкам самообслуживания.

    Мы – последовательности, методичности и терпению.

    А терпения как раз порой и не хватает…

    1. Анализ анкет.

    Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это.

    Вам были  выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста», чтобы Вы заполнили их дома.

    Анкета для родителей

    Навыки самообслуживания у детей младшего возраста 

    Критерии самообслуживания

    Самостоятельно

    С помощью взрослого

    Следит за собой (опрятность)

     

     

    Старается быть аккуратным в быту

     

     

    Может кушать самостоятельно

     

     

    Может пользоваться носовым платком

     

     

    Может раздеваться

     

     

    Может  одеться

     

     

    Складывает свои вещи

     

     

    Может убрать за собой игрушки

     

     

    Моет и вытирает руки

     

     

    Ходит в туалет

     

     

    Просит ли помощи, если что-то не получается? 

    Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.

    Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

    • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
    • Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
    • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
    • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
    • Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
    • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
    • Убирать игрушки, строительный материал в определенное место
    • Выполнять небольшие поручение взрослых.

    Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:  

    • приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,
    • выделить место для хранения предметов туалета,
    • постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

    Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

    1. Ситуации для анализа.

    Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.

    Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает, как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама.

    Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!»

    Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам».

    Вопросы:

    • Правильно ли поступила мама?
    • Каковы последствия такого поведения мамы?
    • Бывали ли подобные ситуации у вас?
    • Как вы выходили из них?
    • Как лучше вести себя в таких ситуациях?

    (Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.

    Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно».)

    Другая ситуация.

    Насте 3,5 года, она  категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

    Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

    (Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.

    Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

    В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

    1. Работа с памятками.

    На ваших столах лежат памятки.

    Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?

    Памятка по формированию навыков самообслуживания.

    1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
    2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
    3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
    4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
    5. Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
    6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
    7. Используйте игровые ситуации.
    8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

    Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.

    А сейчас мы предлагаем вам поделиться с нами достижениями вашего ребенка. Предлагаем вам сыграть в игру:

    6. Слово-эстафета.

    Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение:

    “ Мой ребенок умеет или делает…..”

    (Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет.)

    Какие замечательные малыши!

    1. Горячее блюдо.

    Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “Конфеты” раздаются родителям.

    «Машу  забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается,  бабушка так и рвется помогать.

    В результате ребенок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде».

    ( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

    «Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.

    С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?»

    (Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог: Что это такое?- Штаны! - отвечает ребенок.- Штаны? А для чего они?- Надевать.- Надевать??? А как это?)

    «На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?»

    (Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

    «Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?»

    (Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и  непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)

    1. Разное.
    2. Подведение итогов.

    Уважаемые родители! Мы благодарим вас за совместную работу.

    Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.

    1.  Чаепитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме :” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”. ...

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.

    1.Анкетирование родителей.  Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка . 2.Оформление группы. Оформление стенгазеты :” Я  умею сам !!!”. (Вк...

    Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»

    Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»  «Чистота  залог здоровья&ra...

    Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе...

    Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте"

    Представлен конспект родительского собрания, целью которого является,  помощь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах....