Родительское собрание в старшей группе детского сада "Растим будущего читателя"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Художественная литература играет важную роль в развитии детей. Поэтому прививать интерес к книге нужно с самого детства. Мы решили создать в группе свою библиотеку, где книги будут доступны для детей. В этом нам поможет длительный проект "Моя первая библиотека".  Перед проектом мы провели родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с целями проекта. Помочь родителям осознать ценность детского чтения  как средства образования и воспитания дошкольников. Привлечь родителей к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 

«Растим будущего читателя».

(для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста)

Цель собрания: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как важного фактора  развития успешной творческой личности. 

Задачи:

-         Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

-         Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к чтению;

-         Оказать семье информационную помощь.

 

Предварительная работа:

1. Консультация  «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

2. Анкетирование родителей «Организация домашнего чтения в семьях»

3. Составление и оформление памятки для родителей «Зачем читать детям книги?», «Советы родителям по привлечению детей к чтению», «Как обращаться с книгой»

4.Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.

Повестка собрания. 

Доклад «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
                                                                   воспитатель  Кузьмина С. А. 
Ознакомление с проектом «Моя первая библиотека» -
                                                                  воспитатель  Цыбуля Н.Л. 
Сообщение «Традиция группы «Книжное дерево»
                                                                  воспитатель Кузьмина С.А. 

Показ детьми сценки по сказке «Репка»

                                                                 воспитатель  Цыбуля Н.Л. 
Подведение итогов собрания. 
Принятие решения.

Ход собрания

Ведущий: Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Нашу встречу я начну с  эпиграфа:

 

                                                                       «Чтение – это окошко, через которое дети

                                                                             видят и познают мир и самих себя»

                                                                                                          В. А. Сухомлинский.

Каждая семья  мечтает вырастить читающего ребёнка. Важно обратить  свои родительские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге.

Предлагаем вам  небольшую разминку, которая называется «Собери квадрат». Правила:  у вас на столах лежат части от квадрата. Возьмите каждый по одной части, и, не общаясь друг с другом, соберите квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (собирают квадрат).

Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей).

Я постараюсь объяснить,  почему вам было трудно выполнить это задание.

Доклад «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»

 Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.

 Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.

Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.

Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.

Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.

Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.

Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.

Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.

Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы — стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.

Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует интерес — ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.

Ознакомление с проектом «Моя первая библиотека»

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. "Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты"- так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов, точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Книга нужна дошкольнику чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать.

Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают ему книжку.

Перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.

В настоящее время детей мало интересуют книги, да и на замену им пришли планшеты, ноутбуки и т. д. Как же заинтересовать детей книгами? Как сделать так, чтобы книга стала для ребенка другом?

Мы решили создать свою библиотеку в группе, так чтобы книги были доступны детям, но лежали каждая на своем месте. В этом нам поможет длительный проект «Моя первая библиотека». А так же ряд совместных мероприятий с городской детской библиотекой.

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

      Задачи:

  • Совершенствовать умения пользоваться монологической и диалогической речью (содержательность и связность речи).
  • Упражнять детей в пересказывании, составлении описательных рассказов, воспроизводить текст наизусть.
  • Формировать умения пользоваться формами речи-рассуждения: объяснительная речь, речь-доказательство, речь планирование.
  • Различать литературные жанры: сказ, сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.
  • Участвовать в коллективных разговорах, использовать принятые нормы вежливого речевого общения.
  • Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений.
  • Соотносить литературные факты с имеющимся  жизненным опытом.
  • Использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.
  • Использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики, состояния и настроения, внутренние переживания человека.
  • Использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок.
  • Выражать в речи своё отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова, выражения.
  • Получать удовольствие от общения с книгой, тяготение к постоянному общению с ней, стремлению к знакомству с новыми произведениями.
  • Стремление поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, прочесть любимое стихотворение.
  • Испытывать удовольствие от встречи с книгой, запоминать и воспроизводить понравившееся произведение, стихотворение.
  • Воспитывать бережное отношение к книге.
  • Организация сотрудничества ДОУ с детскими библиотеками.
  • Создание единого образовательного пространства «Детский сад - библиотека– семья» в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.

В проект включены следующие мероприятия:

- Посещение мероприятий, организованных городской детской библиотекой. Мы уже посетили некоторые из этих мероприятий. Детям нравится ходить в библиотеку. Они принимают активное участие в конкурсах и с удовольствием рассматривают книги. Вот некоторые из этих мероприятий (презентация):

  • Неболейка
  • Космическое путешествие
  • Читаем о войне
  • Путешествие в сказку
  • День защиты детей

Так же в группе мы организуем ежедневное чтение, которое посвящено теме недели, рассматривание книг, у нас организован книжный уголок – полочка умных книг, дети не только слушают произведения, но и рисуют, делают различные поделки, участвуют в викторинах.

Мы планируем:

  • Праздник «Путешествие в сказку» для детей всего детского сада.
  • Викторину «Сказку вспомнить нужно».
  • Создание фотогазеты «Мама, папа, я – читающая семья».
  • Введение традиции группы «Книжное дерево»
  • Создание с/р. игры «Библиотека».
  • Родительское собрание совместно с детской библиотекой «Советы родителям будущих первоклассников».

Сообщение «Традиция группы «Книжное дерево»

  Проведённое в группе анкетирование с детьми показало, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного: задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения и. т. д.),

Обращать внимание на бережное отношение к книгам. Попросили вас заполнить анкеты. Подведя итог, мы получили результаты, которые нас настораживают. И пришли к такому выводу ЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ – ЧИТАЮЩИЙ РЕБЁНОК. Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. С каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньше. Как же заинтересовать ребёнка книгой? Думаю чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что-то новое. Хочу предложить подсказку по формированию этой привычки.  Ведь наши дети пойдут осенью в школу. И это им будет необходимо для успешного обучения в школе.

        Мы хотим помочь решить эти проблемы уже сейчас. А поможет нам в этом  наше  « Книжное дерево».

Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:

-          Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми

-          Значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения

-          Дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге

-          Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.

Успешная модель будет тогда, когда все семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети и взрослые любят чтение за ту радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия…

В рамках реализации проекта «Моя первая библиотека» мы с детьми предлагаем вам  ввести традицию группы: «Книжное дерево».

  Наше «книжное» дерево  будет обрастать листочками, которые вы будете  приносить, прочитав ребёнку книгу. На листочке вы напишите автора, название книги, вопросы которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга, т.е. высказать своё суждение о книге. Гнаться за количеством письменных отзывов, допускать небрежность в их оформлении (особенно орфографические ошибки!) ни в коем случае нельзя!

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию небольшую инсценировку, которую подготовили дети по сказке «Репка».

Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки! Дайте в руки вашему ребёнку хорошую детскую книгу и вы увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроём, вчетвером – всей семьёй, большой или маленькой, вместе читать книги и тогда вас будет ожидать чудо:

Увидеть счастливые глаза ребёнка при чтении.

Это чудо – раз!

Вновь вместе вернуться в мир детства.

Это чудо – два!

Путешествовать в таинственный мир творчества писателей.

Это чудо – три!

Своё выступление мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского 

« Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю  жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшиеся плохое»

Решения собрания:

  1. Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми.
  2. Значение чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьей как важная часть процесса семейного чтения.
  3. Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.
  4. Поддержать групповую традицию «Книжное дерево»
  5. Принять участие в создании библиотеки в группе.

Памятка для родителей

«СЕМЬЯ И КНИГА»

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

  • Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
  • Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
  • Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,
  • умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
  • Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  • Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
  • Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

 

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Как организовать домашнее чтение

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная,

 питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

  •   Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
  •  Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
  •  Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  •  Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
  •  Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
  •  До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
  •  Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
  •  Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
  • Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
  • Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.