Формирование основ музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью организации процесса слушания музыки в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Цуканова Людмила Викторовна

Статья раскрывает проблему формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста и дает подробные методические рекомендации работы в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx29.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование основ музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью организации процесса слушания музыки в ДОУ.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

 Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Если в процессе музыкальной деятельности дошкольника будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдёт бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры и вкуса необходимо прививать, начиная с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, мелодическим оборотам, научиться сопереживать настроению музыкального произведения.

Г. А. Струве справедливо утверждает: «… Чем раньше мы займёмся музыкальным воспитанием детей, тем более ощутимые результаты получим. На роковой вопрос, всех нас очень волнующий: когда именно начинать учить ребёнка музыке… безоговорочно и определённо: чем раньше, тем лучше!» (Струве Г.А. «Музыка для всех.» М.: Молодая Гвардия, 1978.)

Приобщение к музыке является одним из самых интересных и радостных занятий в жизни ребёнка. Так как музыкальное искусство связано со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения специалистов и специально-организованные научные исследования показывают, что ребёнок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Научно доказано и подтверждено, что развитие музыкальных способностей оказывает непосредственное влияние на общее развитие ребёнка: развивается эмоциональная сфера, воображение, мышление, память. Именно в период дошкольного детства, возможно сформировать и заложить фундамент для благоприятного развития музыкального вкуса – одного из важнейших аспектов эстетического воспитания.

Музыкальный вкус, являясь составной частью эстетического вкуса, многими исследователями рассматривается как способность человека к эстетическому восприятию и оценке, как развитое чувство прекрасного. («Большой толковый словарь русского языка.» Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. С-Пб.: Норинт, 2004.)

На формирование и развитие музыкального вкуса человека влияет музыка, которая окружает его в социуме. Именно от того, какая музыка звучит в повседневной жизни ребёнка в детском саду и дома, зависит дальнейшее становление его музыкального вкуса.

А.Ф.Ведерников, знаменитый певец Большого театра, говорил:  чтобы избавиться от музыкальной безграмотности и невежества, надо начинать с детского сада и школы, приучать с малолетства «слушать простые народные песни в замечательном исполнении… когда слушают Чайковского «Щелкунчик»… потребность в дурном будет наименьшей».( Ведерников А.Ф. «Чтоб душа не оскудела: заметки певца.» М.: Советская Россия, 1989.)

Формирование и развитие музыкально-вкусовых предпочтений возможно в процессе приобщения ребёнка к ценностям музыкального искусства, при условии профессионально-педагогического подхода, с учётом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей детей этого возраста. Говоря об основах музыкального вкуса, мы имеем в виду первоначальные музыкальные предпочтения ребёнка, интерес к музыке, проявленный через эмоциональную отзывчивость, а также наличие опыта эмоционального переживания.

Н.А. Ветлугина в своих работах говорила, что в дошкольном возрасте необходимо полноценное музыкальное развитие, которое, вне всяких сомнений влияет на духовный мир ребёнка.(Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.» Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение,1983.)

Э.П. Костина в своём исследовании, говоря о креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, акцентирует влияние творческого потенциала музыкального искусства и необходимость раннего приобщения детей-дошкольников к музыке. «Достоинство хорошей музыки для детей – образная характерность всей музыкальной ткани, доступной для них и связанной с их жизненным опытом…» (Костина Э.П. «Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников.» Автореф. дисс. д-ра пед. наук.  М.,2007.)

Е.В. Боякова рассматривает интерес дошкольников к музыкальному искусству как предпосылку музыкально-эстетического сознания, эстетической потребности, вкуса, представления о красоте (идеал), что в дальнейшем формирует основы музыкальной культуры.( Боякова  Е.В. «Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.» Автореф. канд. пед. наук. М., 2001.)

С.А. Фадеева рассматривает содержание оценочного отношения к музыке у дошкольников в аспекте ценностного отношения к музыкальной классике, которое развивается и проявляется в музыкально-эстетическом сознании и влияет на формирование приоритетных ценностей  личности. (Фадеева С.А. «Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.» Автореф. М.,2001.)

О.П. Радынова и Л.Н. Комисарова говорят о том, что уже с дошкольного возраста «…приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания». ( Радынова О. П.,  Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» Учебник для студентов вузов. Дубна: Феникс плюс,2011.)

Музыкальное образование ориентировано на то, чтобы дети научились, воспринимая музыкальные произведения, осознанно выражать своё мнение, проявлять эстетические, музыкально-оценочные представления и музыкально-вкусовые предпочтения (см. п. 6.5. «Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования» приказа от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

На процесс формирования основ музыкального вкуса значительное влияние оказывает слушание классической музыки детьми дошкольного возраста. Музыкальное восприятие является тем «каналом», который позволяет обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

Попробуем конкретизировать возможности процесса слушания музыки в целостном развитии ребёнка-дошкольника. Какие аспекты развития обеспечивает данный процесс? Сразу же возникает проблема тщательного отбора музыкального репертуара для организации слушания музыки детьми дошкольного возраста.

Большинством учёных и методистов ( Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.) в качестве ведущих принципов отбора музыкального репертуара для восприятия выделяются:

 - образность музыки – наличие в произведении яркого музыкального образа;

 - доступность музыкальных произведений для восприятия ребёнка;

- высокая эмоциональность музыки, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка;

- соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту детей;

- доступность музыкального произведения по продолжительности звучания.

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – шедевров музыкальной классики и современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:

- их содержание должно быть представлено яркими образами;

- музыкальное произведение должно иметь яркую, контрастную частность, доступно по музыкальной форме;

- музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;

- подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.

Требования к отбору музыкального репертуара для слушания можно конкретизировать по ряду принципов.

Принцип учёта детских музыкальных интересов: предполагает, что каждый ребёнок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное, избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки для слушания.

Принцип учёта деятельностной природы ребёнка:  предполагает, что музыкальный репертуар позволяет дошкольнику выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, в слове, в игре, в музыкально-пластической импровизации.  Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребёнка.

Принцип учёта эмоционального опыта ребёнка: выражается в подборе музыкальных произведений, учитывающих эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнок получает возможность «прожить» в  музыке те события, которые вызвали в нём сильные эмоциональные переживания.

Принцип учёта индивидуальных особенностей восприятия музыки ребёнком: реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребёнка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых главное в музыке – зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых интересует и биография композитора, и история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в словах результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому организация слушания музыки и подбора музыкального репертуара должны осуществляться педагогом с учётом данных особенностей.

Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки: данный принцип определяется целостностью развития ребёнка в дошкольный период и многомерностью природы музыки. Процесс слушания музыки организуется для решения разных задач в развитии ребёнка, а палитра музыкальных произведений, которые он может слушать – бесконечна.

Рекомендации к отбору музыкального репертуара для слушания с учётом целевой ориентации процесса.

 Музыкальный репертуар для обогащения эмоционального опыта ребёнка.

Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд. Музыка может окружать ребёнка постоянно, в ходе организации педагогического процесса, во время определённых режимных моментов.

Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственные эмоциональные переживания. Если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка и педагог помогает ему установить эту связь, то подобное взаимодействие существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. В данном случае важную роль играет профессиональная компетентность воспитателя и психолога детского сада. Только знание и понимание психики ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

В процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки. Природа музыкального искусства является источником эмоций. В первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая воздействует на эмоции человека. Чем устойчивее будет связь взаимодействия ребёнка и музыки, тем успешнее будет его эмоциональное развитие.

Музыкальный репертуар для решения задач психического развития ребёнка.

Особенности музыкального искусства позволяют рассматривать его в качестве средства развития всех психических процессов, и в первую очередь, творческого воображения и креативности мышления дошкольников. Яркие музыкальные образы стимулируют фантазию ребёнка. В мировой музыкальной классике есть ряд композиторов, чья музыка необычайно художественна и красочна в плане образов. Это, например, Н. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С. Прокофьев. Наличие фонотеки, содержащей произведения этих композиторов может оказать существенное влияние на развитие ребёнка.

Музыкальный репертуар для развития музыкального восприятия, расширения музыкального кругозора и образованности.

Ряд этих задач решается, как правило, на музыкальных занятиях. Именно музыкальный руководитель позволяет ребёнку накопить особый опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, в средствах музыкальной выразительности, интонационной специфике музыки разных композиторов. Примеры таких музыкальных произведений, как правило, рекомендуются дошкольными образовательными программами. Это произведения:

-небольшие по объёму; время их исполнения не должно превышать 5-7мин, что связано с особенностями внимания детей и недостаточностью развития произвольных процессов;

-с яркой выраженностью доминирующих средств музыкальной выразительности (темпа, ритма, динамики, мелодии);

-разнообразные по стилям и жанрам;

-классические и современные.

Репертуар определяет содержание работы с детьми по слушанию музыкальных произведений, но помимо содержания важно определиться с организационными моментами процесса слушания музыки детьми дошкольного возраста.

Принципы организации слушания музыки дошкольниками.

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – означает обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации слушания музыки дошкольниками. Также этот принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьёй ребёнка и специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка непрерывно сопровождает педагогический процесс дошкольного учреждения.

Принцип целенаправленности процесса слушания музыки детьми – означает, что восприятие музыки – это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребёнком в ходе слушания музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо понимать, ради достижения какой цели он организуется.

Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации слушания музыки детьми дошкольного возраста с учётом целевой ориентации.

Принцип учёта и развития субъектных качеств и свойств ребёнка в ходе слушания музыки, означающий учёт в организации данного процесса музыкальных интересов и нацеленности ребёнка на конкретный вид музыкальной деятельности.

Принцип взаимодействия педагога и ребёнка в процессе слушания музыки - означает свободу реакций и высказываний ребёнка в ходе слушания музыкальных произведений, проявление взаимных суждений и оценок взрослого и ребёнка о музыкальном произведении. В ходе такого взаимодействия ребёнок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение всё услышанное им в музыке. Ребёнок выступает инициатором слушания музыки при соблюдении этого принципа, называет воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносит предложения по репертуару, а педагог с пониманием откликается на эту инициативу.

Принцип систематичности и последовательности в организации слушания музыки детьми – предполагает систематическую работу по организации восприятия музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приёмов работы с детьми.

Принцип продуктивности в восприятии дошкольниками музыкальных произведений – означает, что процесс слушания музыки в дошкольном детстве имеет некий творческий продукт(например, образ, воплощённый в рисунке, танце, игре, слове и т.д.)

Принцип синкретичности – подразумевает объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми, синтез различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников, позволяющий ребёнку наиболее полно и самостоятельно отображать результаты слушания музыки.

Обобщённый алгоритм действий взрослых (воспитателя, музыкального руководителя, членов семьи) в процессе организации слушания музыки детьми дошкольного возраста обусловлен логикой четырёх последовательных этапов.

Этапы слушания музыки с детьми дошкольного возраста:

-привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие, первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;

- повторное слушание с последующим музыкальным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;

- закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать онём, оценивать, желание послушать его ещё раз;

- создание условий для выражения ребёнком результатов музыкального восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной, речевой.

Данный алгоритм может дополняться новыми этапами, не нарушающими общий ход музыкального восприятия. Каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приёмами, отличаться разнообразием этих приёмов с учётом музыкального опыта ребёнка, его индивидуальных особенностей.

Практические рекомендации к поэтапной организации слушания музыки с детьми дошкольного возраста.

1-й этап: помните, что встреча с музыкой для ребёнка – это чрезвычайно интересное событие, и его необходимо подготовить. Во встрече ребёнка с музыкальным произведением должна быть какая-то «интрига». Используйте для этого стихи, загадки, игровые приёмы, игры-экспериментирования со звуками, рассказы с продолжением и т.п. По окончании первого прослушивания постарайтесь выдержать паузу, всего несколько секунд. Ребёнку необходимо самому понять, что сейчас произошло с ним, важно задержаться на музыкальном восприятии, сохранить музыкальное «послевкусие» - а это требует деликатности и тишины.

2-й этап: на этом этапе слушания музыки с детьми наступает время вопросов. Начните с анализа тех впечатлений, которые ребёнок получил от встречи с музыкой. Обратите внимание на то, с какими событиями в личной жизни у ребёнка ассоциируется эмоциональное переживание музыки, поищите аналогии. Не стремитесь добиваться от ребёнка точности в ответах о средствах музыкальной выразительности, сосредоточьтесь больше на характере музыкального образа, музыкальном содержании и повествовании, развивающемся сюжете.  Пробудите фантазию ребёнка, активизируйте его воображение.

3-й этап: на этом этапе целесообразно использование мнемотехнических приёмов, моделей, дидактических игр, а также вопросы к детям. Слушание музыки может стать частью проектной деятельности детей, если, например, предложить им создать «Волшебную книгу музыки» или самостоятельно придумать рассказ «Мой любимый композитор». Практика показывает, что в условиях самостоятельной деятельности  у детей возрастает интерес к слушанию музыки, естественнее происходит её запоминание.

4-й этап: поскольку слушание музыки – процесс продуктивный, он требует организации. Предложите детям создать коллективный рассказ о том, что произошло в музыке, или нарисовать музыкальный образ в любой технике всем вместе или индивидуально. Возможно создание двигательных импровизаций под музыку. Сочинённые детьми сюжеты вполне могут стать привлекательной игрой. Важно, чтобы ребёнок «увидел» музыку, приобщился к её созданию, перешёл от восприятия к исполнительству и творчеству.

Примерный музыкальный репертуар для организации педагогического процесса и образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В утренние часы приёма рекомендуется бодрая музыка, способствующая формированию положительного эмоционального настроя: «От улыбки» (В. Шаинский – М. Пляцковский), «Охотничья песня» (Р. Шуман «Альбом для юношества») и др.

Во время игровой деятельности можно включить музыку для фона или создания игровой проблемной ситуации: «Болезнь куклы» (П. И. Чайковский «Детский альбом»), «Белочка» (В. Шаинский) и др.

Во время сбора на прогулку рекомендуется прослушивать произведения для улучшения организационного процесса и настроя на общение с природой: А. Вивальди «Времена года», «Облака» (В. Шаинский) и др.

         Перед наступлением тихого часа полезно давать детям слушать колыбельные и музыку для релаксации. Сон детей должен происходить в тишине для нормализации работы головного мозга.

Примерный музыкальный репертуар для слушания с детьми старшего дошкольного возраста, помогающий развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

 - И. С. Бах. «Воздух» из сюиты №3, «Итальянский концерт», «Инвенции»;

- Л. Бетховен. «Сонаты», «Экосезы»;

- И. Брамс. «Венгерские танцы», «Симфонии №2,№3;

-А. Вивальди. Скрипичные концерты из цикла «Времена года»;

-В. Гаврилин. Вальс, Весёлая прогулка из цикла «Зарисовки»;

-Й. Гайдн. «Симфонии»;

-Э. Григ. «Утро», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»;

-К. Дебюсси. «Кукольный кэйкуок», «Танец маленького негрятёнка»;

-Е.Дога. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;

-Ф. Мендельсон. «Симфония№4»-1часть;

-В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада», «Сонаты», «Симфонии №35,39,40», «Струнные квартеты №8,19»;

-К.Сен-Санс. «Лебедь», «Аквариум»;

-М. Клементи. «Сонаты»;

-Ж. Оффенбах. Баркаролла из оперы «Сказки Гофмана»;

-Л. Минкус. Музыка к балету «Баядерка», «Дон Кихот»;

-С. Прокофьев. Симфония №1 «Классическая»;

-С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», «Прелюдии»;

-П. И. Чайковский. Характерные танцы из балета «Щелкунчик»;

-Ф. Шопен. «Вальсы», «Мазурки».

Примерный рекомендуемый репертуар для слушания музыки в старшем дошкольном возрасте во время музыкальных занятий.

Циклы и альбомы для детей:

-И.С.Бах. «Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах»;

-Р.Шуман. «Альбом для юношества»;

-П.И.Чайковский. «Детский альбом», «Времена года»;

-А.Лядов. «Народные песни для оркестра», «Баба Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», «Музыкальная табакерка»;

-М.Мусоргский. «Картинки с выставки»;

-К. Сен-Санс. «Карнавал животных»;

-С. Прокофьев. «Пьесы для детей», сюита «Петя и Волк»;

-Г. Свиридов. «Альбом пьес для детей», «Симфонические иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»;

-Н. Римский-Корсаков. «Шахерезада»; «Три чуда»;

-Д. Шостакович. «Детские пьесы»;

-С. Майкапар. «Пьесы для детей», «Бирюльки»;

-В.Гаврилин. «Вокальный цикл «Вечерок».

Список используемой литературы:

Большой толковый словарь русского языка/Сост.и гл. ред. С.А. Кузнецов.    С-Пб.:Норинт, 2004.

Боякова Е.В. «Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд.пед.наук». М., 2001.

Ведерников А. Ф. «Чтоб душа не оскудела: (заметки певца).» М.: Советская Россия, 1989.

Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» - учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.

Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста». С-Пб, 2010.

Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». М., 2007.

Костина Э.П. «Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: Автореф. дисс. д-ра пед.наук». М., 2007.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. Сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010.

Радынова О.П., Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.» Дубна: Феникс Плюс, 2011.

Струве Г.А. «Музыка для всех». Под. ред. Е. Луцкой. М.: Молодая гвардия, 1978.

Теплов Б.М. «Избранные труды: в 2-х т.» Т.1. М.: Педагогика, 1985.

Фадеева С.А. «Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф.» М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- дидактические игры в формировании основ музыкального вкуса у детей 6-7 лет.

Формирование предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания....

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Музыкально-дидактические игры в формировании основ музыкального вкуса у детей 6-7 лет

Формирование основ музыкального вкуса через музыкально-дидактические игры- один из важнейших аспектов эстетического воспитания....

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....

Проект «Организация и проведение комплекса мероприятий (образовательных событий) для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023гг. определяет приоритеты, цели и задачи, основные направления и способы их эффективного решения во всех сферах, в том чис...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашним животными

За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам - животным. Дет могут подойти и пнуть кошку. Дети не знают, почему нельзя гро...

Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества.  Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...