Речевое развитие детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему
Материал представляет консультацию для родителей детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.38 КБ |
![]() | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей раннего возраста.
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребёнка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Ранний возраст – такой уникальный период жизни, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, мышление, самосознание, память, сенсорные представления и речь. И что приобретёт ребёнок, как он будет применять полученные знания и умения, во многом зависит от его взрослого окружения.
В исследованиях многих психологов – Ж. Пиаже, А. Валлона, П.П. Блонского и других – было открыто, что у маленьких детей ещё нет желания запомнить, не так называемого произвольного запоминания, то есть запоминание с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по возможности разноцветную развивающую среду. Цвет – это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала дети начинают различать красный цвет, затем воспринимают и другие яркие цвета. Они учатся распознавать и отличать разные цвета, задолго до того, как узнают их названия. Дети указывают на яркие предметы, ещё не умея сказать «красный», «жёлтый» или «зелёный». Позднее ребёнок научится отличать предметы по цвету, и задача взрослого помочь ему. Как отмечает психолог В. С. Мухина, ребёнок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.
Желательно, чтобы ребёнка окружали различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию или убыванию: пирамидки, матрёшки и т. д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; конструкторы и мозаика; разнообразные и изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д. ; игрушки контрастных размеров; игрушки различной формы (круглой, кубические); машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель; игрушечные животные; книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.
Подберите те предметы или картинки, которые действительно имеют определённые цвета, например:
- красный цвет – яблоко, помидор, цветок, машина, пирамидка, шарик;
- жёлтый цвет – банан, солнце, лимон, карандаш, цыплёнок, зонтик;
- синий цвет – небо, бабочка, туфли, слива, кровать, мяч;
- зелёный цвет – лягушка, лист, ёлочка, кружка, арбуз, кузнечик;
- белый цвет – стол, снеговик, ваза, платье, мороженое, гусь;
- чёрный цвет - кот, стул, чемодан, ворона, чайник, сапоги.
Поиграйте с ребёнком, и он выучит и закрепит цвет, название предметов, у него активизируется словарь прилагательных (например, это жёлтый банан, научится определять величину (большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий), форму (кубик, шар, кирпичик), расположите игрушки и пусть ребёнок найдёт и проговорит предлоги (в, на, у, за, под).
Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребёнком, так как это соответствует законам психического развития детей.
Предварительный просмотр:
Что делать, если ребёнок не говорит?
Как формируетс я речь.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 – 1года до 3 – 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3 – 4 годам его словарь состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом ребёнок практически не использует звукоподражаний и облегчённых вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений и облегчённых вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдение норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Этот период наиболее подробно по этапам описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жёстко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребёнка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянуты, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребёнка. Тем не менее, если в определённый период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления. Это должно насторожить вас.
Динамика формирования речи в онтогенезе.
- Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1 -2 мес.
- Гуканье, гуление (Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1,5 – 3 мес.
- Лепет (Ребёнок повторяет за вами и сам произносит что – то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) 4 – 5 мес.
- Лепетные слова (Ребёнок использует в речи «нянькин язык»: слова, состоят из двух – трёх открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би – би, гав –гав, пи – пи и проч.) 8 мес. – 1 год 2 мес.
- Двусложные предложения (Ребёнок, общаясь с вами, объединяет два слова, например, дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т. п.
- Активный рост словаря (Ребёнок спрашивает, как это называется) 1 год 9 мес. – 2 года 6 месяцев.
- Появление грамматических форм слова (Ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
- Словотворчество (Ребёнок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы русского языка) 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.
- Ребёнок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят ещё каким – то делом 2 года 6 мес.- 3 года 6 мес.
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто « на своём языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по - разному. Например, ребёнок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая , а для специалиста значимая. Подождите волноваться! Может быть, ваш ребёнок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
Признаки благополучного развития речи у ребёнка.
- Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.
- У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.
- Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
- Ребёнок охотно повторяет за вами все, что слышит.
- Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.
- Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка.
- Ребёнок развивается с задержкой.
- Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.
- У ребёнка есть неврологические заболевания.
- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто не слышит.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
- Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Ребёнку безразлично, понимает ли его кто – то. Он говорит на одному ему понятном языке.
- На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует.
- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.
- Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребёнка, значит, вашему ребёнку необходима помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»
Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551202-1418648566.jpg)
Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-885069-1485613556.jpg)
Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций
Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715386-1448438668.jpg)
Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»
В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-1220060-1581949935.jpg)
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1084278-1543066926.jpg)
Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"
Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...