Речевое развитие детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Кухлевская Ольга Алексеевна

Материал представляет консультацию для родителей детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx13.38 КБ
Файл chto_delat.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Речевое развитие детей раннего возраста.

      Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребёнка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Ранний возраст – такой уникальный период жизни, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, мышление, самосознание, память, сенсорные представления и речь. И что приобретёт ребёнок, как он будет применять полученные знания и умения, во многом зависит от его взрослого окружения.

      В исследованиях многих психологов – Ж. Пиаже, А. Валлона, П.П. Блонского и других – было открыто, что у маленьких детей ещё нет желания запомнить, не так называемого произвольного запоминания, то есть запоминание с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по возможности разноцветную развивающую среду. Цвет – это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала дети начинают различать красный цвет, затем воспринимают и другие яркие цвета. Они учатся распознавать и отличать разные цвета, задолго до того, как узнают их названия. Дети указывают на яркие предметы, ещё не умея сказать «красный», «жёлтый» или «зелёный». Позднее ребёнок научится отличать предметы по цвету, и задача взрослого помочь ему. Как отмечает психолог В. С. Мухина, ребёнок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.

      Желательно, чтобы ребёнка окружали различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию или убыванию: пирамидки, матрёшки и т. д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; конструкторы и мозаика; разнообразные и изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д. ; игрушки контрастных размеров; игрушки различной формы (круглой, кубические); машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель; игрушечные животные; книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

  Подберите те предметы или картинки, которые действительно имеют определённые цвета, например:

- красный цвет – яблоко, помидор, цветок, машина, пирамидка, шарик;

- жёлтый цвет – банан, солнце, лимон, карандаш, цыплёнок, зонтик;

- синий цвет – небо, бабочка, туфли, слива, кровать, мяч;

- зелёный цвет – лягушка, лист, ёлочка, кружка, арбуз, кузнечик;

- белый цвет – стол, снеговик, ваза, платье, мороженое, гусь;

- чёрный цвет  - кот, стул, чемодан, ворона, чайник, сапоги.

      Поиграйте с ребёнком, и он выучит и закрепит цвет, название предметов, у него активизируется словарь прилагательных (например, это жёлтый банан, научится определять величину (большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий), форму (кубик, шар, кирпичик), расположите игрушки и пусть ребёнок найдёт и проговорит предлоги (в, на, у, за, под).

      Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребёнком, так как это соответствует законам психического развития детей.

   

   

   

   

   



Предварительный просмотр:

                                       Что делать, если ребёнок не говорит?  

Как формируетс я речь.

     Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка.  Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

     Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 – 1года до 3 – 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3 – 4 годам его словарь состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом ребёнок практически не использует звукоподражаний и облегчённых вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений и облегчённых вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдение норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Этот период наиболее подробно по этапам описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жёстко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребёнка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в  течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянуты, что объясняется индивидуальными особенностями развития  ребёнка.  Тем не менее, если в определённый период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления. Это должно насторожить вас.

Динамика формирования речи в онтогенезе.

  1. Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1 -2 мес.
  2. Гуканье, гуление (Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1,5 – 3 мес.
  3. Лепет (Ребёнок повторяет за вами и сам произносит что – то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) 4 – 5 мес.
  4. Лепетные слова (Ребёнок использует в речи «нянькин язык»: слова, состоят из двух – трёх открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би – би, гав –гав, пи – пи и проч.) 8 мес. – 1 год 2 мес.
  5. Двусложные предложения (Ребёнок, общаясь с вами, объединяет два слова, например, дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т. п.
  6. Активный рост словаря (Ребёнок спрашивает, как это называется) 1 год 9 мес. – 2 года 6 месяцев.
  7. Появление грамматических форм слова (Ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
  8. Словотворчество (Ребёнок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы русского языка) 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.
  9. Ребёнок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят ещё каким – то делом 2 года 6 мес.- 3 года 6 мес.

     Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто « на своём языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по -  разному. Например, ребёнок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая , а для специалиста значимая. Подождите волноваться! Может быть, ваш ребёнок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!

Признаки благополучного развития речи у ребёнка.

- Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.

- У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.

- Ребёнок активно общается со знакомыми  и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

- Ребёнок охотно повторяет за вами все, что слышит.

- Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.

- Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка.

- Ребёнок развивается с задержкой.

- Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.

- У ребёнка есть неврологические заболевания.

- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто не слышит.

- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.

- Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

- Ребёнку безразлично, понимает ли его кто – то. Он говорит на одному ему понятном языке.

- На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует.

- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

- Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребёнка, значит, вашему ребёнку необходима помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...