Организация режимных моментов с учетом индивидуальных особенностей ребенка в младшем дошкольном возрасте
статья (младшая группа) на тему

Тимина Светлана Александровна

Консультации для родителей по организации режима детей в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rezhimnyh_momentov.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Детский сад  №24 Приморского района

г. Санкт-Петербург

Организация режимных моментов с учетом индивидуальных особенностей ребенка в младшем дошкольном возрасте

                                                                                                         Воспитатель:

                                                                                                           Тимина С. А.

г. Санкт-Петербург

2014 г.

Правильное чередование в течение дня различных видов деятельности: отдых, пребывание на свежем отпуске и в помещении, а также соблюдение режима питания, способствует полноценному развитию ребенка, укреплению здоровья, восстановлению затраченной энергии. Своевременное переключение детей с одного вида деятельности на другой, не только предупреждает утомление, но и облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.

Жизнь ребенка в детском саду начинается с утреннего приема. В этот отрезок времени, я стараюсь поддержать у детей хорошее настроение, желание ребенка находиться в коллективе сверстников. Особое внимание уделяю детям, которые вновь пришли, стараюсь заинтересовать их новыми игрушками, делами, которые их ожидают в этот день, привлекаю их к помощи (поливка цветов, кормление рыбок, попугаев).

Занимаясь этими делами, дети быстро забывают о расставании с мамой, проявляют свою самостоятельность, чувствуют себя нужными, заметными человечками. Кроме поручений использую игровые ситуации, которые носят обучающий и познавательный характер (в гости к нам пришла кукла Маша; помоги Маше одеться или раздеться) в процессе, которых дети учатся правилам вежливости, самостоятельности,  доброжелательности. Так же использую в работе иллюстрированный материал, персонажи из сказок.

Дети, которые еще с трудом справляются с навыками самообслуживания, предлагаю игру: одеть или раздеть куклу Машу, соблюдая последовательность, привлекаю умеющих детей, показать и оказать посильную помощь товарищу в процессе одевания. Так постепенно у детей формируются навыки самообслуживания и превращаются в привычку заботиться о своей одежде, игрушках, книжках, соблюдению порядка в игровых зонах.

Привычка эта, в свою очередь ложится в основу таких черт личности, как организованность, аккуратность, как говорил А.С. Макаренко «Воспитание полезных привычек начинается с приучения ребенка к режиму; к определенному часу».

Смена режимных моментов позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка (сон, бодрствование, еда, активная деятельность).

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетики питания». Я стараюсь перед едой организовать спокойную обстановку в группе, читаю или рассказываю сказки, затем переходим к процессу умывания, где выбирается дежурный, который наблюдает и проверяет, как дети вымыли руки.

Во время еды рассказываю детям о вкусе, запахе и полезности пищи, стараюсь сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Обращаю внимание на детей с пониженным аппетитом, приучаю их кушать самостоятельно, тщательно  пережевывать пищу, запивать плотную пищу. Поощряю тех детей, которые аккуратно, самостоятельно кушают, правильно держат ложку, умеют пользоваться салфеткой. Так в процессе кормления дети учатся сидеть за столом спокойно, жевать с закрытым ртом, тихо выходить из-за стола, благодарить и затем заняться спокойной игрой, не мешая другим детям.

Как в закреплении у детей навыков самообслуживания, так и в организации режимных моментов, огромное значение имеет игра. Выбор игры зависит от предшествующей и последующей деятельности детей. Во время занятий, требующих длительного сохранения статической позы, использую физкультминутки,   игровые ситуации, стимулирующие различные движения (птички полетели, зайчики спрыгнули с пенька, пчелки зажужжали).

Во время прогулки организовываю игры большой подвижности, где дети проявляют свою самостоятельность и двигательную активность. После физкультурных и музыкальных занятий, работаю индивидуально с детьми по развитию движений. Организую игры с небольшим количеством детей, так как легче учесть их индивидуальные возможности, исправить замеченные ошибки, сосредотачивать их внимание на выполнении отдельных элементов, поощряю тех, кто действует неуверенно, использую в игре мячи, дидактические игрушки.

При организации занятий особо учитывается легкая утомляемость детей, поэтому наиболее сложный материал программы дается в первую половину дня, а во второй половине дня проводятся занятия с закреплением пройденного материала, элементами инсценировок, драматизацией, с дидактическими игрушками.

Психолог посоветовала разделить детей на три подгруппы, учитывая их возраст и индивидуальные особенности. В работе с детьми использую дидактический материал, мнемотехнические таблицы на запоминание стихов, отгадывание загадок, рассказывание сказок, игры на коммуникативность, которые носят социально-нравственное воспитание («Мы помощники», «Добрый доктор Айболит», «Непослушный котенок», «День рождения Машеньки»), этюды на выражение различных эмоциональных состояний, игры-инсценировки.  

Особое значение имеет работа с родителями. Было проведено родительское собрание, на котором ознакомили с режимом дня и характером занятий. Дали рекомендации по вопросам навыков самообслуживания, проведена была анкета «Оценка детей родителями», из которой узнали о личностных особенностях детей, что родители хорошо воспитывают ребенка и адаптируют к жизни.  

Литература:

  1. Богина Т. Л., Терехова Н. Т.  Режим дня в детском саду - М:1979г;
  2. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду-М:1978г;
  3. Соловейчик С. Л.  Педагогика для всех - М. Детская литература, 1989г.;
  4. Божович Л. И.   Проблема формирования личности – М:1997г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

На протяжении многих лет работы  по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...

" Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста "

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–4 года)        Возрастные особенности детей четвёртого года жизни.  Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физиче...

Тема:«Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Планирование и организация занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...

Конспект режимного момента с учетом индивидуальных особенностей дошкольников второй младшей группы. Прогулка.

Конспект режимного момента с учетом индивидуальных особенностей дошкольников второй младшей группы. Прогулка....

«Организация индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста»

Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитани...