Родительское собрание в подготовительной группе: "А как речь-то говорит, словно реченька журчит"
материал (подготовительная группа) по теме

Родительское собрание, составленное согласно годовой задачи детского сада по развитию речи детей. Тема: « А как речь – то говорит, словно реченька журчит»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №33 «Дельфин» комбинированного типа

Родительское собрание №3

Тема: « А как речь – то говорит, словно реченька журчит»

Провели воспитатели:

 Синицына Т.В.

Рыжевская М.А.

Дата проведения: 26 марта 2013 год

 Тема: « А как речь – то говорит, словно реченька журчит»

Цели:

  1. Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
  2. Научить развивать познавательную активность.

План:

Видеоролик « За день до моего рождения»

  1. Вступительная часть собрания (воспитатели).
  2. Работа с таблицами (мнемотаблицы)
  3. Презентация сюжетно-ролевые игры с детьми.
  4. Мини-сценка « Три мамы» (выступление детей)
  5. Растить любознательных (воспитатель, психолог)
  6. Сказка на новый лад «Репка» (в исполнении родителей)
  7. Интеллектуальная игра с родителями « Чтобы ребенок вырос добрым» (муз.руков. Мокеева Е.В.)
  8. Информация.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развитие речи наших детей»

ПОЧЕМУ МЫ РЕШИЛИ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И ПРИВЛЕЧЬ ВАС К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА?

До школы осталось немного времени, это означает, что нас всех объединяет интерес к этой теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

На что в первую очередь необходимо обратить внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата. Разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей- явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас? Да?

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирали игрушки с целью узнать, что там внутри и  почему они двигаются. Этим они не редко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками»

 И сейчас,  часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Например:

Речь должна быть

Проблемы наших детей

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой…

Односложная

Бедная

Слова-паразиты

Грамотные вопросы

Нет логического объяснения

Плохая дикция….

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей ( все больше за компьютером, у телевизора, или со своими игрушками) и редко слушают сказки и рассказы из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

ОДНОСЛОЖНАЯ РЕЧЬ : состоящая из одних простых предложений

БЕДНАЯ РЕЧЬ: недостаточный словарный запас

СЛОВА «ПАРАЗИТЫ» : замусоривание речи. Употребление не литературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.

ГРАМОТНЫЕ ВОПРОСЫ: недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ: неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. ( а к школе это умение приобрести просто необходимо)

НЕ МОГУТ ЛОГИЧЕСКИ ОБЪЯСНЯТЬ.

РЕЧЬ НЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНА: не выговаривают некоторые звуки. это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была  ( зачитываются слова из 1 столбика), а она у нас ( зачитываются слова из 2 столбика)

Что же делать? Мы приготовили папку-передвижку с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи ( копилка игр) в которые мы играем и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяется рассказыванию:
  • Составлению творческих рассказов;
  • Пересказ

А помогают нам в этом вот такие схемы :

  • Мнемотаблицы; (несколько таблиц разобрать с родителями)
  • Алгоритм  рассказа.
  1. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом (« Конкурс чтецов»), в театре, на утренниках, на занятиях,  дети в школе уже не  будут комплексовать на уроках.
  2. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.

Известные русские скороговорки для детей

Ехал грека через реку.

Видит грека - в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека - цап!

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет

Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Шашки на столе

Шишки на сосне

Шапкой Саша шишки сшиб

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

Расскажите про покупки

Про какие, про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои

  1. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивать мышление. Обязательно этом надо спросить ребенка « как догадался? Почему?»
  2. И ещё учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ « СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ»

НАПРИМЕР:

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская".

Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомить с правилами поведения в парикмахерской. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры, согласовывать тему, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли и ролевые действия:

Парикмахер:

Получает заказ клиента, делает прическу.

Маникюрша:

Получает заказ клиента, делает маникюр.

Кассир:

Принимает плату за услугу, сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.

Уборщица:

Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.

Клиент:

Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.

Директор:

Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу, организует работу, заказывает товар, оборудование, беседует с клиентами.

Сюжетно-ролевая игра "Магазин"

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца.

Роли и ролевые действия:

Заведующий магазином:

организует работу сотрудников магазина; делает заявки на получение товаров; обращает внимание на правильность работы продавца и кассира; беседует с покупателями.

Покупатели:

перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько; расплачиваются «деньгами»; получают чек от кассира; по чеку получают товар.

Продавец:

выдаёт товар по чеку; сверяет по чеку количество товаров; внимателен к покупателям.

Кассир:

спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько; пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек) ; выдаёт чек; сдаёт сдачу.

Шофёры :

доставляют определённое количество разнообразных товаров; получают заявки на получение товаров от заведующей магазина.

Рабочие:

сгружают полученный товар на склад; разносят по отделам.

Сюжетно-ролевая игра "Шофёры"

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли и ролевые действия:

Шофёр:

ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.

Пассажир:

покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит.

Бензозаправщик:

заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек.

Милиционер:

регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру.

Водитель др. машины:

перевозит груз, рулит, ведёт машину.

Сюжетно-ролевая игра "Больница".

Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.

Роли и ролевые действия:

Главный врач:

принимает на работу медицинских работников, организует работу, контролирует, беседует с больными.

Врач-специалист:

принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение, даёт советы, выдаёт больничный лист.

Медсестра:

выполняет назначения врача, беседует с больными, моет инструменты.

Санитарка:

убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль) .

Регистратор:

записывает больных на приём, выдаёт талон на приём и медицинскую карту.

Пациент:

приходит на приём к врачу с талоном и медицинской картой, рассказывает, показывает что болит, выполняет все советы, назначения врача.

А СЕЙЧАС ДЕТИ ПОКАЖУТ ДЛЯ ВАС МИНИ-СЦЕНКУ « ТРИ МАМЫ»

 Воспитатель: А сейчас мы предлагаем и вам, родители, вернутся в детство и поиграть в театр. А пьеса наша будет называться « Репка», сказка на новый лад.

Предлагаю вам выбрать себе роль, которую вы будете исполнять.

( родители выбирают листочки на которых написана роль, раздаются слова и маски героев ,дается несколько минут для подготовки).

С недавнего времени мы с ребятами стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов – получает приз. Я задаю вопросы – дети отвечают. Вопросы на следующий день могут повториться.

В своей практике давно использую такой вид игры – ребята с удовольствием играют. Такая игра учит выдержки, терпению, усидчивости, самоконтролю, потому что ответ не должен выкрикиваться, ребенок поднимает руку и отвечает, кто выкрикивает – штраф (отдает жетон)

Что дома делать надо:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
  2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обращаться к специалистам ( логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
  3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут.
  4. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
  5. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам.
  • Расскажи мне, что с тобой.

Все эти  «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и поэтому не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.

Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломенка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.

Ну и в завершении нашего собрания с вами проведет игру Мокеева Елена Владимировна, которая называется «Чтоб ребенок вырос добрым»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ах как речь это говорит, словно реченька журчит"

«Ах как речь – это говорит, словно реченька журчит»Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, пост...

Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"

На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...

"А как речь -то говорит , словно реченька журчит..."

Уважаемые родители и педагоги , работаюшие с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми логопедических групп, эта статья именно для вас. Поможем становлению речи наших детей, ведь речь - не тольк...

А как речь -то говорит, словно реченька журчит. (родительское собрание )

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста....

Родительское собрание по теме: Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».

Родительское собрание по теме:Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».Цель: привлечь родителей к вопросу ...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «А КАК РЕЧЬ ТО ГОВОРИТ, СЛОВНО РУЧЕЁК ЖУРЧИТ»

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношени...

Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе Тема: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит!»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1.Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни.2.Развивать жел...