Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Овсянникова Зоя Александровна

На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас всех сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей».

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени, и мы хотим обратить внимание в первую очередь на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький. Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет»:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Основная часть:

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

Речь должна быть

  1. Грамотной
  2. Понятной
  3. Выразительной
  4. Осмысленной
  5. Богатой
  6. Разнообразной

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия - это вообще редкость.

        Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

ОДНОСЛОЖНАЯ Состоящая из одних простых предложений речь.

БЕДНАЯ РЕЧЬ Недостаточный словарный запас.

СЛОВА - ПАРАЗИТЫ

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.

ГРАМОТНЫЕ ВОПРОСЫ Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

Не могут логически объяснять.  Речь не выразительна.

Не     умеют     использовать     интонации     (выразительность),     где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

 ПЛОХАЯ ДИКЦИЯ

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(Эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

Что же делать? Мы приготовили папку - ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр),  в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

  1. Составлению творческих рассказов
  2. Составление рассказов по картине, по серии картин
  3. Пересказам

А помогут нам в этом вот такие схемы (показываем). Предлагаю и вам сейчас попробовать составить рассказы по серии картинок.

  1. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствуют развитию
    выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом
    («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на
    уроках.   Вот   скоро   будем   разучивать   стихотворение   «Апрель»
    (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
  2. Что      способствует      улучшению      звукопроизношения        это
    скороговорки, чистоговорки. Попробуйте проговорить чистоговорку
    медленно, а затем быстро «Клала Клава лук на полку, кликнула к себе
    Никол ку»
  3. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит
    детей     делать     выводы,     анализировать,     развивать     мышление.
    Обязательно   при  этом   надо  спросить  ребенка  «как  догадался?»,
    «почему?»
  4. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания
    быстрее.

С недавнего времени мы с ребятами стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов - получает приз. Я задаю вопросы - дети отвечают. Вопросы на следующий день могут повториться.

Например (показываю книгу, и играем немного с родителями).

В своей практике давно использую такой вид игры ребята с удовольствием играют. Такая игра учит выдержке, терпению, усидчивости, самоконтролю, потому что ответ не должен выкрикиваться, ребенок поднимает руку и отвечает, кто выкрикнет - штраф (отдает жетон).

Что дома делать надо:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте
    внимание
    на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.
    Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас,
    поэтому
    следите за своей речью, за ее правильностью.
  2. Во-вторых,  как  можно  чаще  общайтесь  с  ребенком.  А  если   вы
    заметили,
    что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь
    обратиться    
    к    специалистам     (логопеду,     психологу,     неврологу,
    психиатру)
  3. Чаще   читайте  ребенку.   Чтение   на  ночь   играет   важную   роль   в
    развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает
    слух.
    И помните, что ваше произношение должно быть четким и
    ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
  4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

  1. Ты самый любимый!
  2. Ты очень многое можешь!
  3. Что бы мы без тебя делали?!
  4. Иди ко мне!
  5. Садись с нами!
  6. Я помогу тебе.
  7. Я радуюсь твоим успехам.
  8. Расскажи мне, что с тобой.

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ах как речь это говорит, словно реченька журчит"

«Ах как речь – это говорит, словно реченька журчит»Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, пост...

"А как речь -то говорит , словно реченька журчит..."

Уважаемые родители и педагоги , работаюшие с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми логопедических групп, эта статья именно для вас. Поможем становлению речи наших детей, ведь речь - не тольк...

А как речь -то говорит, словно реченька журчит. (родительское собрание )

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста....

Литературная гостиная для старших дошкольников: "А как речь то говорит, словно реченька журчит..."

Литературная гостиная, направленная на формирование интереса и положительного отношения к поэзии, приобщение к литературному творчеству А. С. Пушкина....

Родительское собрание в подготовительной группе: "А как речь-то говорит, словно реченька журчит"

Родительское собрание, составленное согласно годовой задачи детского сада по развитию речи детей. Тема: « А как речь – то говорит, словно реченька журчит»...

Родительское собрание по теме: Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».

Родительское собрание по теме:Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».Цель: привлечь родителей к вопросу ...

Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе Тема: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит!»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1.Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни.2.Развивать жел...