Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.
консультация (подготовительная группа) на тему

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления все более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребенка перед ним возникает все больше и больше познавательных задач, требующих для их решения обращения к речевой коммуникации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pozn.aktivnosti_cherez_kommunikatsiyu.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления все более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребенка перед ним возникает все больше и больше познавательных задач, требующих для их решения обращения к речевой коммуникации. У ребенка последовательно формируются средства, приемы и способы коммуникации (общения). По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Эти умения, формирующиеся спонтанно, «прилаживаясь» к потребностям общения, оказываются в то же время еще недостаточно сформированными для перехода на новую деятельность - учебную. У детей дошкольного возраста можно сформировать умения, связанные с сознательной ориентировкой на языковую действительность, если сделать предметом осознанного анализа словесный состав речи, грамматический строй, т.е. сами средства общения. На этом этапе важна помощь взрослых - работа (занятия, игры, упражнения), направленная на коррекцию, развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения. Формирование речевых умений и навыков начинается на материале слов и высказывания.

Важным разделом является развитие лексической стороны речи. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит; отбирать нужные слова и употреблять их; группировать в лексико-грамматические категории - части речи. Нужно формировать и развивать структуру слов, предметную отнесенность, обобщающую функцию слова, на основе которой ребенок учится выделять свойства и признаки. Эта работа оказывает ребенку возможности для развития фразовой речи, т.к. умения выделять в предмете свойства, признаки, действия этого предмета составляют основу для построения высказывания об этом предмете. Требуется внимание и к формированию грамматического строя, т.е. к связи слов (согласование, управление, примыкание). Отрабатывая различные виды сочетаний слов, у детей формируется умение правильно строить предложно-падежные сочетания. Необходима целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных, глаголов. Работа над предложением должна предусматривать его развертывание, распространение и интонационное оформление.

Затем осуществляется переход к связной речи. В этой работе активизируется познавательно-речевая деятельность детей: они теперь должны сделать предметом осознания и саморазвития мысли в связном высказывании и средств, которыми достигается эта связность.

Вместе с тем, при совершенствовании речевых умений и навыков предусматривается развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказом, составлением рассказов; шире практиковать задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Сделай более полным рассказ» и т.д. эффективность работы в значительной мере определяется и тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какова степень его инициативности. Взрослый должен направить этот процесс так. чтобы дети все активнее участвовали в коммуникативных операциях. Эта работа активизирует память и внимание, развивает более сложные умения, требующие учета ситуации общения. Поэтому, на каждом занятии, в игре должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка. Работа над смысловой стороной речи и ее структурными элементами (в их числе: осмысливание интонационной стороны высказывания, узнавание близких или сложных слов, понимание грамматических форм и структурных конструкций) осуществляется и на этапе обучения детей драматизации, в театральной деятельности. Сначала лучше использовать небольшие законченные диалоги и диалоги из сказок. Затем задействуют небольшие сказки и рассказы с диалогической речью, понятным и интересным сюжетом. Необходима большая предварительная работа с детьми: чтение сказок и рассказов, беседы по их содержанию, пересказы, придумывание сказок, составление рассказов.

Важно стремиться, чтобы каждое занятие, игра, совместная деятельность взрослого и ребенка носила игровой характер и в то же время имела учебные и развивающие цели.

Деятельность должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать детей, вызывать живой интерес. Для успешной реализации поставленных задач требуется многоплановый, красочный, научно-обоснованный дидактический материал, созданный или подобранный педагогами и родителями.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

Игра «Сколько слов?»

Цель: закрепить у детей понятие «слово»

Взрослый показывает предмет (картинку) и называет слово. Затем дети повторяют. Отвечают, сколько слов назвали.

Игра «Кто это? Что это?»

Цель: закрепить у детей понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Дети задают вопросы к картинкам с одушевленными предметами «Кто это?», с неодушевленными

«Что это?»

Игра «Кто что делает?»

Цель: закрепить у детей понятие о слове, которое обозначает действие.

Дети отвечают на вопрос: «Что делает?», глядя на действия детей, картинки. Затем сами ставят

вопрос.

Игра «Какой он?»

Цель: закрепить понятия о словах, обозначающих признаки предмета. Дети отвечают о предмете на вопрос: «Какой?» и сами ставят вопросы.

Игра «А что у вас?»

Цель: учить детей правильно образовывать множественное число существительных в И.П. Ведущий называет по картинке ед. число «У меня шар», а ребенок множественное «У меня шары»

Игра «Что кому нужно»

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных в Д.П. Дети подбирают и называют картинки: самолет нужен летчику; молоток нужен плотнику и т.д.

Игра «Рыбы, звери, птицы»

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по темам «Рыбы», «Звери», «Птицы»

Дети ходят по кругу, повторяют: «Рыбы, птицы, звери...» ведущий неожиданно останавливается на ком-то и тот называет соответствующее слово (из тем «Рыбы» или «Звери», или «Птицы»)

Игра «Что это?»

Цель: закреплять у детей обобщающие понятия.

Дети в кругу - педагог бросает мяч и называет слово из какой-то обобщающей категории (цвет «игрушки», «мебель» и т.д.), ребенок должен назвать слово-обобщение.

Игра «Что такого же цвета?»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый показывает какой-либо цвет, ребенок должен назвать предметы такого же цвета. Красный - красный цветок, красная футболка и т.д.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени. Взрослый спрашивает, как двигаются бабочка, заяц, воробей и т.д.

Игра «Прятки»

Цель: учить детей называть количественные и порядковые числительные.

Ребенок пересчитывает предметы или картинки на столе. Затем раскладывает их в разных местах, говоря: «Первый котенок спрятался за стульчик, второй котенок спрятался под шкаф» и т.д.

СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Игра «Кто лучше?»

Цель: закрепить у детей понятия о слове и предложении.

У детей по 2 (3) предметных картинки. Нужно составить предложения с этими словами. Медведь, лес - Медведь живет в лесу.

Игра «Предложения по картинкам»

Цель: учить детей составлять распространенные предложения по сюжетной картине.

Дети рассматривают сюжетную картинку, отвечают на вопросы, все более распространяя

предложения.

Кто? - Федя - Что делает? - Поливает цветы - Где? - В саду - Когда? - Летом - Летом Федя

поливает цветы в саду.

Игра «Чем?»

Цель: учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в Т.П.

Ребенку дают предметную картинку, он отвечает на вопрос:

Чем пилят? - пилой Чем шьют? - швеи шьют иглой

Игра «Кто где сидит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом НА.

По сюжетной картинке дети придумывают предложения, отвечая на вопрос: «Кто на чем сидит?»

Белочка сидит НА ветке. Нина сидит НА стуле.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения. Детям раздают по две картинки с животными и просят составить предложения: У коровы телята, а у козы козлята.

                       ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Диалоги.

Медведь

-Ты куда идешь медведь?

  • В город елку посмотреть.
  • А зачем тебе она?
  • Новый год встречать пора.
  • Где поставишь ты ее?
  • В дом возьму к себе, в жилье
  • Что ж не вырубил в лесу?
  • Жалко лучше посмотрю. Разговор с котом
  • Почему ты черен кот?
  • Лазил ночью в дымоход.
  • Почему сейчас ты бел?
  • Из горшка сметану ел.
  • Почему ты серым стал?
  • Пес в пыли меня валял
  • Так какого же ты цвета?
  • Я и сам не знаю это.

Белкины карманы

  • Белка, где твой склад грибов?
  • По карманам у дубов!
  • Где домишко твой?
  • В сосне.
  • А постель?
  • Постель на мне.

Лягушкины покупки

  • Откуда ты идешь, лягушка-квакушка?

  • С базара домой, дорогая подружка.
  • А что ты купила?
  • Всего понемножку: Купила ква-пусту, Ква-соль и ква-ртошку.

Лисица и еж

  • Всем ты, еж, и хорош и пригож,
  • Да вот колючки тебе не к лицу
  • А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
  • Да не то, чтобы некрасивый.
  • А может, я с колючками неуклюжий?
  • Да не то, чтобы неуклюжий!
  • Ну так какой же я с колючками?
  • Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.

ПЕРЕСКАЗЫ СКАЗОК И РАССКАЗОВ

Игра«Спор животных» рассказ К. Ушинского

Цель: учить детей последовательному пересказу, драматизации; формировать навыки театрализованной деятельности.

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

  • Конечно, меня, - говорит лошадь. - Я ему дрова из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
  • Нет, меня, - ворчит собака. - Я его дом стерегу. Услыхал хозяин этот спор и говорит:
  • Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне, и каждый из вас хорош на своем месте.

Литература:

1.Тумакова Г.Н. Ознакомление дошкольника со звучащим словом

2. Иваненко А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеграция математического развития и двигательной активности дошкольников через игру"

Дорогие коллеги! Работая с детишками более 20 лет, разработала   немало развивающих игр, пособий.Очень мне близка тема «Интеграция математического развития и двигательной активности». Хочу с...

Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование

Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятел...

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...