Как развивается речь ребёнка
консультация на тему

Валабугина Елена Владимировна

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivaetsya_rech_rebyonka.docx75.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.

     Если ребенок не правильно произносит звук или несколько звуков (искажает, пропускает или заменяет на другой), то, опираясь, на возрастные нормы и возможные причины (задержка речевого развития, повышенный/пониженный тонус в артикуляционных мышцах, недостаточное фонематическое восприятие, неполный зубной ряд, короткая подъязычная уздечка…) надо своевременно помочь ему овладеть ими! Иногда нарушение звукопроизношения сочетается с неправильной связной речью и её грамматическим оформлением (фраза аграмматична, есть ошибки словообразования и словоизменения, не используются или не правильно произносятся предлоги…), ограниченным словарным запасом. В этом случае речь идёт об общем недоразвитии речи. Такие трудности усвоения норм родной речи могут быть вследствие наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, нарушения созревания мозга (речевые зоны) под влиянием некоторых факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или первые годы жизни ребёнка.http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=144312234-20-72&n=21

     Чтобы избежать возможных ошибок в письме и чтении, нужно стараться скорректировать нарушения речи еще до поступления в школу. Возможно, ваш малыш в будущем выберет профессию связанную именно с хорошей речью!

     Речь детей к двум годам: 
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. 
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).
5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
8. В речи много глаголов в повелительном наклонении.
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
12. У части детей слабый, тихий голос.

       Речь детей к трём годам:
 1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
7. Понимает несложные сюжетные картинки.

Речь детей к четырём годам: 
1. Словарный запас достигает 2000 слов.
2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=303809892-49-72&n=21

 Речь старших дошкольников (5-7 лет):

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать речь ребёнка в повседневной жизни

Материал в помощь родителям по развитию речи детей ...

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА НА ПРОГУЛКЕ, НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно....

Как развивать речь ребёнка во время прогулок

Беседа  со взрослыми  о пользе общения с детьми  во время прогулки....

Развивая моторику рук - развиваем речь ребёнка

     Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим:  руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилища, объясняли, измеряли, создавали все ...

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"....

Если есть проблемы с речью… или Как правильно развивать речь ребёнка

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста.  Составлен по материалам https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-potom-vdrug-kak-zagovorit/...