Экспериментально – исследовательская деятельность в дошкольном учреждении
консультация по теме

Нурмухаметова Рамзия Фоатовна

Экспериментирование в детском саду является одним из эффективных методов познания  закономерностей и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalno.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально – исследовательская деятельность

в дошкольном учреждении

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к изменению, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три  года – практически единственным способом познания мира.

Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребёнок слышыт, видит, осязает окружающее. 

Задачами экспериментальной деятельности дошкольника являются:

1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) ;

- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление) ;

2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение) ;

3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость) ;

4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Экспериментально- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:

  • Познавательное занятие или  часть занятия;
  • Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
  • Наблюдение, труд в уголке и на участке;
  • Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
  • Развлечения.

Содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности.

ЖИВАЯ ПРИРОДА

- корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;

- стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;

- листья – «приготовление» пищи и дыхание;

- цветы и плоды – размножение.

- к среде обитания;

- к сезону;

- экологической системе;

- природной (климатической) зоне;

- в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.);

- в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни;

-в разных климатических зонах.

- пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;

- лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла;

- луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу;

- город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света ( из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (мусор, загазованность), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.

-тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;

- смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света;

- пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);

- саванна – высокая температура, бедная почва. достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенности зимы (отсутствие низких температур);

- джунгли – высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой), избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года;

- Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).

- живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и т.п.);

- животные и растения;

- растения и растения;

- животные и животные;

- человек и природа.

- птицы – звери – насекомые – земноводные;

- плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные;

- домашние – дикие животные;

- зимующие – перелетные птицы…

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

- свойства и качества;

- переход из одного состояния в другое;

-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.

- рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;

- природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).

- Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна  и искусственные);

- небесные тела (метеориты, кометы)

- солнечное и лунное затмение.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 ЧЕЛОВЕК

- особенности строения человеческого тела;

- особенности строения и функционирования органов и систем;

- человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных;

- экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);

- роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;

- выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.);

- использование растений и животных, искусственный отбор.

РУКОТВОРНЫЙ МИР

- предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);

- свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т.п.);

- качество материала ( сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый ит.п.);

- связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением.

- предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.);

- компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).

- многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;

- ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее);

- возможность сделать предмет удобным и красивым;

- отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и личностных качеств;

- связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.

 Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении

В статье затрагивается проблема познавательного развития детей,  выделяются различные формы работы с детьми....

Доклад на педагогическом совете по теме "Исследовательская деятельность в дошкольном учреждении"

Дети по природе своей исселователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное  состояние ребенка....

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

«Организация исследовательской деятельности в дошкольном учреждении»

Важнейшей проблемой общества является сохранение и развитие детской одаренности.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современн...