Презентация «Организация познавательно исследовательской деятельности в дошкольном учреждении».
презентация

Людмила Геннадьевна Андриянова

Презентация «Организация познавательно исследовательской деятельности в дошкольном учреждении».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация познавательно исследовательской деятельности в дошкольном учреждении».

Слайд 2

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Слайд 3

Задачи: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения, * расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОО», *развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.

Слайд 4

теория Участники семинара : педагоги МКДОУ №11. Организатор семинара : воспитатель Андриянова Л.Г.

Слайд 5

Материалы к использованию: Проектор, экран, ватман, листы с напечатанными определениями, вопросы на листах, перфокарта, вопросы к перфокарте.

Слайд 6

План семинара : 1. Работа над терминами. 2. Теоретическая часть. 3. Экспериментальная деятельность практикум. 4. Рефлексия.

Слайд 7

Ход семинара: Работа над терминами В педагогической литературе, встречается много формулировок обозначения видов детской деятельности: поисковая, познавательно-исследовательская, опытно-поисковая, экспериментальная, экспериментально-исследовательская деятельность. Задание педагогам: «Определите соотношение всех этих понятий: какое из них шире, какое уже, или это равнозначные понятия, или абсолютно разные».

Слайд 8

Поисковая деятельность детей - совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе познания мира. .

Слайд 9

Предполагает высокую активность и самостоятельность детей. Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ, и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Слайд 10

Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.

Слайд 11

Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта ( предмета, явления ) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества". Исследовательская деятельность (от «исследование» - установление, обнаружение) – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

Слайд 12

Учебно-исследовательская деятельность - это решение творческой задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение обучающимся субъективно нового знания. Экспериментальная деятельность – нет определения. Экспериментирование - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.

Слайд 13

Мы с Вами сегодня будем говорить об исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников. Исходя из имеющихся определений данных видов деятельности видно, что более широким и общим понятием является исследовательская деятельность; экспериментальная деятельность – один из видов исследовательской деятельности.

Слайд 14

Образовательной программе МКДОУ №11, один из целевых ориентиры на этапе завершения дошкольного образования звучит «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности». 2. Теоретическая часть.

Слайд 15

А интегративное качество «Любознательный, активный» предполагает, что ребенок: - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); - задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; - способен самостоятельно действовать. - в случае затруднений обращается за помощью к взрослому. - принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе.

Слайд 16

Именно организация исследовательский деятельности с дошкольниками может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В результате ребенок приобретает новое знание. Этот вид деятельности предполагает высокую степень познавательной активности ребенка, большую роль отводит самостоятельной работе.

Слайд 17

Исследовательская деятельность может быть реализована в процессе специально организованной образовательной деятельности с детьми, во время совместной деятельности взрослого и детей, во время самостоятельной деятельности детей и в семье. В определении исследовательской деятельности было указано, что она строится в соответствии с определенными этапами. Этапами исследовательской деятельности является:

Слайд 18

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); - поиск и предложение возможных вариантов решения; - сбор материала; - обобщение полученных данных; -подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ); - защита. Т.к. экспериментальная деятельность является видом исследовательской, то структура исследовательской найдет свое отражение и в экспериментальной деятельности.

Слайд 19

3. Экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Слайд 20

Вопрос к педагогам: «Почему дети любят экспериментировать? Чем это обусловлено?» (т.к. доминирующими видами мышления являются наглядно-действенное и наглядно-образное, что предполагает активные действия с предметами и наблюдения).

Слайд 21

Классификация экспериментов (задание воспитателям) 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с животными; - опыты с объектами неживой природы; - опыты, объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке и т. п.

Слайд 22

3. По количеству детей (форма организации): -индивидуальные (1—4 ребенка); -групповые (5—10 детей); -коллективные (вся группа). 4. По причине их проведения: - случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы. - запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

Слайд 23

-поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. 5. По характеру включения в педагогический процесс: -эпизодические (проводимые от случая к случаю); - систематические.

Слайд 24

6. По продолжительности: -кратковременные (от 5 до 15 минут); -длительные (свыше 15 минут). 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: - однократные; - многократные, или циклические. 8. По месту в цикле: - первичные; - повторные; - заключительные и итоговые.

Слайд 25

9. По характеру мыслительных операций: - констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); - обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Слайд 26

10. По характеру познавательной деятельности детей: - иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); - поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); - решение экспериментальных задач. 11. По способу применения в аудитории: - демонстрационные; - фронтальные.

Слайд 27

Методы при проведении экспериментальной деятельности (перфокарта) Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

Слайд 28

Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата. Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).

Слайд 29

Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Постановка проблемных задач характерна технологии проблемного обучения, и поэтому, может быть отдельной темой для семинара-практикума. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них:

Слайд 30

1)проблемная задача должна быть понятной детям; 2)должна их заинтересовать; 3)содержать новизну; 4) опираться на имеющийся опыт детей; 5)трудность задачи должна быть посильной; 6) ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей. Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

Слайд 31

3) Тема: «Жидкость в живых организмах» Если проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. Какой факт нам известен? О чем мы рассказывали детям? Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды». Что мы должны узнать – это на самом деле так, или не так? (ПС: «Состоят ли живые организмы на две трети из воды?) Для того, чтобы это узнать проводим эксперимент

Слайд 32

Эксперимент Для эксперимента возьмем апельсин и выжмем сок. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли. Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).

Слайд 33

Возрастные особенности организации экспериментальной деятельности. Вопрос педагогам: «Зависит ли содержание экспериментальной деятельности, ее организация от возрастных особенностей детей?» В конце семинара раздаются методические рекомендации по организации экспериментальной работы в детском саду в разных возрастных группах. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.

Слайд 34

- Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой: 1.Ставится проблема, которую необходимо решить; 2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы). 3.Предлагаются различные варианты ее решения; 4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных; 5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось). 6.Формулирование выводов

Слайд 35

Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения. Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная). Существуют различные способы фиксации увиденного: графические, ментальные и практические. Самые простые способы фиксации результатов – это графические . К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

Слайд 36

практика В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков. Можно использовать с младшей группы, начиная с картинок. В средней группе можно начинать использовать схематические зарисовки. Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.

Слайд 37

практика Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей. Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

Слайд 38

практика Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание ). Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми; схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей; использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

Слайд 39

практика рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт; рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки; педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

Слайд 40

практика педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению. Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения : Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка; Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;

Слайд 41

практика Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента; Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм; Шаги к формированию навыков фиксирования результатов эксперимента:1.Использование готовых форм. 2.Наблюдение за работой педагога. 3.Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями.

Слайд 42

практика 4.Заполнение всеми детьми по очереди. 5.Коллективное заполнение под руководством педагога. 6.Самостоятельное заполнение с последующей проверкой. В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации ( зарисовывание , составление рассказов) производится в дневнике наблюдений. Вопрос педагогам : «Что самое сложное в организации экспериментальной деятельности?»

Слайд 43

практика (Педагог не имеет права заставить детей экспериментировать. Он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел все это сделать). 4. Рефлексия. Было ли для вас что-то новое? Где я мог бы применить полученные знания… Самым важным для меня было… Я узнал, что… Выводы:

Слайд 44

практика Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.

Слайд 45

Спасибо за просмотр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...

Презентация "Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"

В презентации представлена работа МОУ детского сада № 60 г. Волгограда по организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников....

Презентация "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период"

Поисковая активность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир.   Организация познавательно-...

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...

Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...