Презентация "Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Гавриш Лариса Александровна

В презентации представлена работа МОУ детского сада № 60 г. Волгограда по организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

  Территориальное управление департамента образования администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда

Организация познавательно – исследовательской деятельности

в МОУ детском саду № 60

Подготовила

воспитатель первой категории

  Гавриш Лариса Александровна

МОУ детский сад № 60

Волгоград  2014

Слайд 2   Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

В период дошкольного детства  познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. 

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

ПервыйАктивность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:

  •   развитие познавательно-исследовательской, продуктивной и конструктивной деятельности
  •    формирование целостной картины мира
  •   расширение кругозора детей
  •   развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка

Для этого необходимы условия :

  •   создание развивающей среды, обеспечивающую свободу выбора ребёнка
  •   компетентность педагога.

Слайд 3   Проведение экспериментов  дошкольниками.
              Содержание уголков экспериментальной деятельности

Педагоги  детского сада № 60 создали в каждой группе уголки экспериментирования   с большим материалом для детских  исследований.  

Дети младших групп  исследуют  свойства воды и песка, исследуют плоды, листья  и семена растений и т.д.

Слайд 4   Проведение экспериментов  дошкольниками.

               Содержание уголков экспериментальной деятельности

Дети средней группы  исследуют свойства воды, песка, глины, почвы. Исследуют растения, перья птиц, камушки и т.д. Используем материалы парциальной программы Н.А. Рыжовой, издания О.М. Масленниковой.

Слайд 5   Проведение экспериментов  дошкольниками.

               Содержание уголков экспериментальной деятельности

Старшие дошкольники  исследуют более сложный материал. В микроскоп рассматривают различные объекты. Изучают свойства магнита, металла, стекла, пластмассы и т.д. Используем  работы  Н.А. Рыжовой, О.М. Масленниковой и Л.Н. Менщиковой «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»

Слайд 6    Коллекционирование

В нашей группе есть коллекция камней и минералов, которую дети рассматривают, исследуют разными способами. Можно рассмотреть их  в лупу, понюхать, потрогать. Рассматриваем вместе с детьми  альбом с информацией  про камни.

Слайд 7      Коллекционирование

Собрана коллекция морских ракушек. Дети  исследуют разную форму  ракушек, слушают звуки моря. Есть коллекция насекомых, которую дети рассматривают через лупу, изучают части тела стрекозы, бабочки, жука и даже скорпиона.

Слайд 8        Проекты и конкурсы

В нашем детском саду организуются экологические проекты. В проекте   «Огород на окне» участвовали все группы. Дети сажали лук, чеснок  и вместе с родителями  оформляли огород. Дети  ежедневно ухаживали за растениями. Старшие дошкольники вели дневники наблюдений. Во время проекта проводились занятия и консультации о пользе лука и чеснока. Игры – драматизации  по сказке «Чеполино». Проходил конкурс огородов между группами. Дети сами готовили блюда с лучком и чесночком.

Слайд 9           Проекты и конкурсы

 Участвовали  в районном конкурсе «Кормушка для птиц».  Дети вместе с родителями делали кормушки для птиц и вешали их на участках детского сада. Сами приносили семечки  и кормили птиц. Лучшая  работа участвовала  в конкурсе.

Слайд  10     Конкурсы

Наши дети вместе с родителями изготавливают  поделки из природного материала и ежегодно участвуем  в  региональном этапе   конкурса  «Зелёная планета». Так же организовываем выставки  детских работ в детском саду.

Слайд 11     Кружок «Лесовичок»

В детском саду организован кружок «Лесовичок» для  старших  дошкольников. Разработано планирование на год по парциальной  программе Рыжовой Н.А. «Наш дом – природа». На занятиях кружка дети рассматривают дождевого  червяка, узнают о его жизни под землёй. В уголке леса изучаем жизнь насекомых и других животных.

Слайд 12

Работу по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников необходимо продолжать и совершенствовать.

                                   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....