Главные вкладки

    Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении
    консультация на тему

    Погорелая Виктория Борисовна

    В статье затрагивается проблема познавательного развития детей,  выделяются различные формы работы с детьми.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon eksperimentalno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Погорелая Виктория Борисовна

    воспитатель ВКК

    МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132»

    г. Воронеж

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

    «Расскажи – и я забуду,

    покажи – и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму»

    Китайская пословица

    Интеллектуально–личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так строить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников. Необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

    Специально организованная экологическая мини–лаборатория поможет систематично и более качественно проводить педагогам работу с детьми, а детям – накапливать, систематизировать, использовать и преобразовывать свой опыт познания окружающего мира на протяжении всей жизни. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально–исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким–либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша. В специально организованной экологической мини–лаборатории находится различный природный материал, специальные приборы и оборудование (различные емкости, песочные часы, лупы, бросовые и упаковочные материалы, палочки, трубочки, бумага и ткань разной фактуры и т.п.) для проведения опытно–экспериментальной работы по изучению свойств песка, глины, почвы, камня, воды, воздуха и т.д. Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:

    • познавательное занятие или часть занятия;
    • проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность;
    • прогулки;
    • наблюдение;
    • труд в уголке и на участке;
    • фиксация результатов: опытов, наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности (проводится педагогом совместно с детьми);
    • совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно–продуктивная деятельность);
    • развлечения;
    • экологические игры (тематические: о перелетных птицах, об изменениях в природе в каждом сезоне, домашние животные и т.д. «Узнай кто как кричит? Чья лапа? Это лист какого дерева?»);
    • акции: «Покормите птиц», «День Земли»;
    • проектная деятельность: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Деревья нашего двора», «Раз – песчинка, два – песчинка»;
    • использование загадок, поговорок, стихов и литературных произведений.

    В проведении экспериментально–исследовательской работы выделяют следующие этапы: 

    • определение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
    • поиск и предложение возможных вариантов решения;
    • сбор материала (непосредственное проведение исследования);
    • обобщение полученных данных;
    • вывод.

    Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир – вот роль педагога в детской проектно–исследовательской деятельности. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом, так как каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Чтобы у ребенка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

    В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно–экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что– то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

    Таким образом, на мой взгляд, в работе по опытно–экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возвратными возможностями дошкольников и характером воспитательно–образовательных задач, которые решают воспитатели. Освоение систематизированных поисково–познавательных знаний, становление опытно– экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

    Список литературы:

    1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).– 64с.

    2. Новое слово в науке: перспективы развития : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 364 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

    Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

    Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

    Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

    Методический материал "Подготовка и проведение открытых показов непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении".

    Открытые показы непосредственно образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как рабо...

    Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

    Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....

    Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в ясельной группе к конкурсу лучший работник. «В гостях у бабушки Маши».

    Образовательные области: речевая, познание.Цель: практическое овладение нормами речи; закрепление знаний детей о домашних и диких животных.Задачи:1) Формирование словаря:- развивать понимание речи и а...

    Содержание непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

    В экологическом воспитании детей непосредственная образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут ...