Формы и методы сотрудничества воспитателей дошкольного учреждения и родителей
статья по теме

Хабибуллина Елена Владимировна

Являясь посредниками в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, мы воспитатели влияем на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. И поэтому являемся первыми помощниками семейного воспитания.

Главной задачей своей работы с родителями мы считаем педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-1.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Воспитание детей - это самое ответственное занятие. Вырастить из малыша настоящего человека - это огромный труд, требующий от родителей, воспитателей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. В процессе воспитания закладываются основы восприятия ребенком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних.

В жизни каждого ребенка семья является первой ступенькой социализации и становления его самосознания. В семье ребенок приобретает умения и навыки общения, в семье закладывается нравственный облик. Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важной средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главным институтом воспитания. Значимость семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка, повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей. Активное участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. И в связи с этим работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной.

Являясь посредниками в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, мы воспитатели влияем на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. И поэтому являемся первыми помощниками семейного воспитания.

Главной задачей своей работы с родителями мы считаем педагогическое просвещение родителей дошкольников. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому важна пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, которые допускаются родителями в семейном воспитании.

Согласуя свои действия с семьей, мы в своей работе стараемся дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, в частности, в нашем учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Важно отметить, что наша задача - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.

Следующей задачей воспитателей является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

В своем дошкольном учреждении мы осуществляем постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Мы считаем, что нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Например, нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей. В частности в нашем детском саду мы проводим мастер-классы, на которых дети вместе с родителями занимаются изготовлением различных поделок, мы знакомим наших воспитанников и их родителей с различными техниками. Такие встречи помогают наладить доверительные отношения друг к другу, помогают в развитии коммуникации, развивают творческое воображение. На таких встречах можно наблюдать модели общения взрослых с детьми, детей с взрослыми и в случаях неконструктивного взаимодействия предложить их скорректировать.

Проведение тематических выставок работ семейного творчества еще один вид работы с родителями. Это важный на наш взгляд вид работы. В ходе такой работы взрослый и ребенок учатся находить взаимопонимание, формируются навыки взаимопомощи, узнавание нового друг о друге. Результат совместного творчества очень радует детей, они с удовольствием рассказывают, как они все это делали вместе с мамой и папой. Таким образом, формируется уважение к своим близким, растет самосознание.

Участие родителей в различных проектах, в частности, связанных с темой семьи, помогает нам воспитателям познакомить детей с различными традициями в семьях, расширять их кругозор, развивать социальный интеллект. А самим родителям узнать много нового о представлениях своих детей и об укладе жизни в других семьях. Ярким примером такой работы может послужить проведение в нашем саду праздника, посвященного дню матери, в ходе подготовки которого всем воспитанникам и их родителям было предложено нарисовать свое генеалогическое древо. Знание о своих родственниках, их имена, то чем они занимались, дает защищенность и раскрывает для ребенка многомерность и многообразие мира.

Одним из главных условий положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

Эффективность работы с родителями во многом зависит от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателем и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом к самим родителям, тем, как учитываются особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания. Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка, неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями. Воспитатели нашего детского сада постоянно повышают свои знания об особенностях психологического склада разных людей и разных способах восприятия, что помогает относиться к родителям с пониманием.

Активность родителей повышается, если своевременно попросить их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей. С этой целью в нашем детском саду начал работу родительский клуб «Добрая помощь семье». Во время встреч в родительском клубе обсуждаются различные концепции и подходы к воспитанию, разбираются различные ситуации из своей жизни, предлагаются различные методики для выхода из сложившейся ситуации, а также родители продолжают знакомиться с особенностями и задачами возрастных периодов в развитии детей. Встречи проходят как в форме лекций, так и в форме дискуссий.

Представляют интерес, как для родителей, так и для детей совместные тематические занятия, в ходе которых родители и дети находятся в равном положении, и являются партнерами по играм. Такие встречи проводились в нашем саду и имели положительные отзывы.

Необходимо отметить такой большой ресурс как интернет. Воспитатели и родители создают сообщества, в которых создаются темы для обсуждений. Это играет большую роль в работе с родителями. Не всегда можно прийти на встречу родительского клуба, не всегда можно прийти на открытое занятие. А современные технологии позволяют родителям, которые работают допоздна быть в курсе событий.

Процесс воспитания сопряжен с радостями и трудностями. Семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство.

И семья и дошкольное учреждение по-своему передают социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические акции как форма работы воспитателя дошкольного учреждения с родителями.

На сегодня взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников является важной составной частью в работе воспитателя дошкольного учреждения. Только в тесном сотрудничестве, во взаимопонимании педагогов и родит...

Программа и руководство по ранней предпрофельной ориентации детей дошкольного возраста «Ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом и трудом железнодорожника» предназначена для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

В компании ОАО «РЖД» все образовательные учреждения данного ведомства ведут профориентационную  работу на железнодорожные профессии- это система мероприятий, цель которых  помочь осознанно в...

Презентация Программы и методические пособия, раскрывающие методы работы воспитателей дошкольных учреждений по ознакомлению детей с функционированием человеческого организма (С.А Козлова, С.Е. Шукшина, О.А. Князева)

Программы и методические пособия, раскрывающие методы работы воспитателей дошкольных учреждений по ознакомлению детей с функционированием человеческого организма (С.А Козлова, С.Е. Шукшина, О.А. Князе...

«Поиск эффективных форм и методов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй»

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Что­бы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, ...

Обеспечение сотрудничества воспитателей дошкольного образовательного учреждения и родителей в трудовом воспитании детей

Разработка методик по взаимодействию: воспитатель-родитель-ребенок в трудовом воспитании....