Взаимодействие с законными представителями или родителями
консультация по теме

Пистер Ирина Владимировна

Консультации для родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Игры на группировку предметов по форме:

1. На что похожа эта фигура?

Покажите на рисунке фигуры слева и назовите их.

Нужно попросить ребенка найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры (смотрите на рисунок справа). Дать, по возможности, обвести руками эти предметы. Если ребенок сам не может найти, нужно помочь ему, показать эти предметы.

За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник и многоугольник. Вначале он может запомнить только название самого свойства -- «форма» -- и название всех контуров на рисунке и вырезанных моделей -- «фигура». Среди множества фигур он учится различать их формы, сначала по образцу, а потом по эталону, который у него закрепляется в образе-представлении. Не нужно стремиться, чтобы он запомнил название всех форм, но нужно называть их самим, подкрепляя свои слова показом образца. Позднее ребенок начинает различать названия в ваших словах, а затем и произносить их сам.

С трех лет ребенок отбирает фигуры по образцу, выполняет действие сопоставления с помощью таких операций, как группировка форм, прикладывание, наложение. Эти операции закрепляются при выкладывании мозаики, конструировании.

С четырех лет образец и овладение операциями по обследованию предмета начинают руководить восприятием ребенка, заставляют обследовать предмет более подробно, не только его общую форму, но и ее отличительные детали (углы, длину сторон, наклон фигуры). Различение деталей позволяет воспринимать форму по ее отличительным признакам, тогда он и запоминает названия форм. Знакомство с разновидностями форм формирует эталон каждой формы в виде образа-представления, который помогает освоить операцию ощупывания, моделирования новых форм.

С пяти лет он может распознавать формы зрительно, узнавать их в любом положении и сочетании, размерах. Действие сопоставления он выполняет уже зрительно, без ощупывания и манипулирования руками. Он обследует предмет внутренними операциями, которые выполняются быстрее почти мгновенно.

С шести лет ребенок сам начинает обследовать предметы, гибко сочетая внешние и внутренние перцептивные действия, свободно вычленяет существенные детали любой знакомой формы, применяет свои умения к обследованию сложных форм, находит в них знакомые формы и их детали.

Поэтому при организации игр надо соблюдай последовательность, ориентируясь на возможности ребенка и уровень освоения им перцептивных операций.

Для проведения игровых занятий с детьми следует предварительно познакомиться с играми в приготовить игровой материал, вырезать из приложения или цветной бумаги заготовки, которые следует хранить в конвертах или спичечных коробках, указывая на них номер, так как в последующих играх требуется использовать заготовки из предыдущих. В некоторых играх необходимо использовать цветные кубики. Для некоторых игр нужен строительный конструктор, мелкие предметы, игрушки, веревочки, цветные ленточки, детские музыкальные инструменты, краски, цветная бумага. Совместное с ребенком изготовление игрового материала будет особенно полезным для развития его познавательной активности, делового общения, принесет ему заряд удовлетворения от совместного труда и процесса познания. Такие занятия приучают ребенка к усидчивости, собранности, организуют его внимание и незаметно подготавливают к учебной деятельности. Воспоминания о занятиях остаются на всю жизнь, вызывают стремление искать такого же сотрудничества с другими людьми

2. Какая это фигура?

Для игры надо вырезать фигуры и наклеить их на картон. Нужно попросить ребенка обвести каждую фигуру пальчиком по контуру. А потом спросить ребенка: «Какая это фигура?» Нужно попросить ребенка положить фигуры под таким же рисунком. Затем нужно показать, как это нужно сделать.

3. Спрятались от дождика?

Для этой игры надо вырезать геометрические фигуры.

Нужно положить под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Затем попросить ребенка спрятать под зонтик все вырезанные фигуры. Все одинаковые фигуры спрятались вместе под один зонтик

4. Разложи фигуры

Нужно разложить перед ребенком геометрические фигуры, вырезанные для предыдущей игры. Попросить ребенка разложить фигуры рядом с похожими фигурами в ряд. Показать, как это надо сделать.

5. Обведи фигуры карандашом

Попросить ребенка обвести фигуры карандашом.

Раскрасить их разными цветами. Попросить назвать знакомые фигуры. Показать на незнакомую фигуру, овал. Назвать ее. На что она похожа?

6. Посади на свою скамеечку

Нужно вырезать знакомые уже для ребенка фигуры, но других размеров. Показать, как одинаковые фигуры садятся на свою скамеечку. Добавляется новая для ребенка фигура -- овал. Когда он разложит все фигуры, еще раз назвать новую фигуру.

7. Найди похожую фигуру

Нужно перевернуть все фигуры, вырезанные для предыдущих игр, обратной (белой) стороной и разложить в беспорядке перед ребенком. Попросить его собрать все треугольники и разложить их в ряд. Показать, как это надо делать. Затем попросить найти все круги и тоже разложить в ряд, затем все квадраты и овалы. Попросить назвать разложенные фигуры или показать, где квадраты, где треугольники, где круги, где овалы.

8. Собери хоровод друзей

Нужно дополнить комплект уже вырезанных фигур прямоугольниками синего цвета, разного размера и овалами. Показать сходство прямоугольников с квадратами, а овалов с кругами. В игре нужно использовать все фигуры: квадраты и круги из предыдущих игр.

Разложить все фигуры перед ребенком и предложить ему собрать одинаковые фигуры в хоровод. Здесь добавляется новая фигура -- прямоугольник. Когда ребенок соберет все знакомые ему фигуры, нужно сказать новое название и спросить ребенка: «Какие предметы бывают такой формы?»

9. Обведи фигуру

Крупные по размеру фигуры, наклеенные на картон, из игры 2, нужно положить на чистый лист бумаги и обвести вместе с ребенком карандашом по контуру. Попросить ребенка обвести контур фломастером и раскрасить. Затем показать как это надо делать, на одной из фигур, прижимая рукой фигуру, обвести контур с отрывом.

10. Узнай фигуру на ощупь

В картонную коробочку нужно положить несколько картонных фигур разного размера и попросить ребенка с закрытыми глазами вынуть фигуру, ощупать ее пальцами и сказать название.

11. Найди своё место

Нужно вырезать контуры похожих предметов, к рисункам которые будут использоваться в данной игре. Попросить ребенка под рисунком разложить фигуры, похожие по форме.

12. Разложи фигуры в ряд

Предварительно надо вырезать аналогичные фигуры к рисункам, которые будут использоваться в данной игре. Все вырезанные фигуры нужно попросить разложить в ряд под такими же фигурами, а затем наложить на рисунок. Показать, как это надо делать, обратив внимание ребенка на то, что все уголки совпадают и рисунок не выглядывает.

13. Переверни фигуры

Для игры надо вырезать фигуры к рисункам, которые будут использоваться в данной игре. Нужно попросить к каждой фигуре на рисунке подобрать похожую фигуру и перевернуть ее так же, как на рисунке, положить под фигурой, а затем наложить на рисунок.

Нужно попросить ребенка показать, какие он увидел новые фигуры. Назвать их -- это многоугольники и полукруг.

14. Найди место треугольнику

Нужно вырезать такую же фигуру и разрезать ее на треугольники. Затем попросить ребенка разложить эти треугольники на рисунок. Показать, как это надо делать, поворачивая и правильно накладывая детали.

  • Игры на комбинирование форм:

1. Собери бусы

Нужно показать ребенку, как собрать бусы из кругов и треугольников и квадратов, одинаковых по размеру.

2. Где мой вагончик?

Нужно показать на рисунке поезд и сказать: «На остановке стояло много фигур. Когда подошел поезд, все фигуры быстро разбежались к своим вагончикам и встали в очередь. Как они узнал свой вагон?» Нужно попросить ребенка расставить фигуры к своим вагончикам.

3. Сложи рисунки из фигур

Для игры нужно вырезать цветные детали и попросить сложить такие же предметы, как нa рисунке, переворачивая часть деталей другой стороной (белой).

4. Сложи орнамент из фигур

Для игры нужно вырезать заготовки для накладывания орнамента по образцу на рисунке.

  • Игры на узнавание форм:

1. Из каких фигур нарисованы флажки?

Ребенку нужно раскрасить флажки и нарисовать такие же.

2. Чем похожи домики?

Из каких фигур они построены?

3. Из каких фигур сложили фигуры?

Какие фигуры ты видишь на рисунках?

4. Найди похожие фигуры

В этой игре нужно попросить ребенка сравнить рисунки справа и слева и показать похожие фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рабочей программы,  позволит обеспечить ее эффективность,...

нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного зап...

Перспективное планирование по работе с родителями на тему "Все профессии важны". Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует просвещению родителей в данной теме. Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения. Вовлечение родителей в процесс созд...