Пальчики, слушайтесь!
консультация на тему

Курильская Евгения Николаевна

В консультации описывается значимость развития мелкой моторики в жизни ребёнка, даны некоторые игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКИ, СЛУШАЙТЕСЬ!

Раньше родители не были озабочены проблемой развития мелкой моторики, ведь дети больше занимались домашней работой. А теперь?

Мелкая моторика — это точные движения рук и пальцев, которые позволяют нам держать ложку и карандаш, писать или рисовать, вдевать нитку в иголку, собирать мелкие предметы и так далее. Однако важность навыков мелкой моторики не только в том, что они нужны в быту. Уверенное владение руками и пальцами — залог того, что малыш будет хорошо говорить и размышлять. Одни и те же участки мозга отвечают за развитие речи и пальчиков.

«Зачем помогать ребенку осваивать эти навыки и выдумывать специальные упражнения? — недоумевают некоторые родители. — Мы же выросли без этого!” Но в нашем детстве пуговицы встречались чаще, чем молнии, сандалии застегивались на пряжки, в ботинках чаще были шнурки, чем липучки. Не у всех детей водились фломастеры, рисовать которыми очень легко. Приходилось прилагать усилия и при рисовании надавливать на карандаш. А у наших бабушек и дедушек вообще были перья, писать которыми надо было с нажимом. Бабушка просила внучку помочь ей перебрать крупу или рис, отделяя от них мусор и камушки. Детей раньше привлекали замесить тесто, выжать тряпку, постирать белье. В деревне с самого раннего возраста ребят подключали к домашнему хозяйству. Им приходилось доить коров коз, вязать, шить и прясть. Нагрузка на пальчики была достаточна и разнообразна, чего не скажешь о наших городских условиях.

Моторику развивайте у крохи с раннего детства, иначе малышу будет труднее учиться в школе.

Дети учатся управлять пальчиками постепенно. Новорожденный ребенок поначалу не может удержать в руке погремушку, но постепенно у него начинает это получаться. На первой стадии малыш держит предмет в кулачке. Чуть позже он научится захвату щепотью — ребенок использует для этого три пальца: большой, указательный и средний. А пинцетный захват, когда берут мелкую вещь большим и указательным пальцем, – это высший пилотаж.

Для тренировки навыков мелкой моторики необходимо развивать сенсорику (чувствительность) и в первую очередь осязание. Поэтому не забывайте о массаже ладошек и пальчиков. Купите колючий мячик – пусть ребенок периодически катает его между ладошками. Еще один важный компонент — это сила рук. Нередко ребенок умеет правильно поставить пальцы, но у него не хватает силы, чтобы долго удерживать ложку или ручку. Занятия лепкой – лучший способ натренировать пальцы. Можно также играть в забавы типа перетягивания импровизированного каната, просить ребенка посильнее выжать выстиранное белье или тряпку.

ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

  • Пластилин (или солёное тесто) – из него можно лепить шарики, колбаски, колечки, различные фигурки, смешивать цвета. Его можно разминать, растягивать, сплющивать, отрывать, отщипывать кусочки, раскатывать прямыми и круговыми движениями.
  • Резиновый эспандер – специальное приспособление для тренировки силы, его можно найти в магазинах спортивных товаров.
  • Пальчиковые краски, восковые карандаши и обычные трехгранные цветные карандаши.
  • Полезны сортеры (коробочки) с отверстиями различной формы, разнообразные шнуровки и вкладыши.
  • Незаменимы конструкторы и мозаики, матрешки и пирамидки, вкладывающиеся друг в друга стаканчики разного диаметра и пазлы.
  • Хорошо развивают мелкую моторику все музыкальные инструменты.
  • Мамы-мастерицы могут сделать из кусочков разных на ощупь тканей мягкие книжки или коврики с самыми разными видами застежек.
  • Играя с ребёнком, сложите в мешочек хорошо знакомые ему игрушки и попросите достать названный вами предмет на ощупь.
  • Игры для сортировки мелких предметов „Золушка” – смешайте в чашке немного гороха и риса, попросите ребёнка помочь вам разложить их в две тарелочки.
  • Хорошо использовать бельевые прищепки – натяните верёвку на доступной высоте и попросите ребёнка развесить на ней носовые платочки или кукольную одежду (перед этим можно вместе с ребёнком постирать эти вещи в тазике и отжать двумя руками).
  • Для тренировки маленьких пальчиков запаситесь пинцетом, пипеткой, щипцами, болтами и гайками... Все они по-своему тренируют координированные движения рук.
  • Как можно чаще позволяйте ребенку играть (только под вашим присмотром!) с мелкими предметами, такими как семена или фасолины, пуговицы, орешки, бубенчики. Их можно складывать в бутылочку, кормить ими кукол и игрушки, выкладывать определенные узоры.
  • Полезно также возиться с песком, пересыпать его из руки в руку, из сосуда в сосуд. „Посолите” песочком слепленный кулич.
  • Дети обожают воду. Переливание воды из кувшина в кружку отлично тренирует кисть. Только не забудьте приготовить тряпку или губку: вначале малышу будет трудно не пролить воду.
  • Разрешите ребенку поэкспериментировать с открыванием и закрыванием различных тюбиков, флаконов, бутылок.
  • Попробуйте сделать бусы из всего, что найдется под рукой: подойдут и пуговицы, и макароны.

И самое главное — не спешите ребенку на помощь в быту, когда вам кажется, что вы управитесь с задачей быстрее и более ловко! Дайте ребёнку возможность научиться управлять своими пальчиками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...

Консультация "Слушаться или слушать? Что важнее?"

Консультация для родителей "Слушаться или слушать? Что важнее?"...

"Пальчики, слушайтесь!"

Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей по работе с детьми первой младшей группы....

Профилактика истерик. Как приучить ребенка слушать и слушаться вас?

Статья для родителей и педагогов по одной из самых актуальных в наши дни проблеме воспитания детей. Как не ошибиться? Применить правильную тактику? Как не оказаться в тупиковой ситтуации, когда мы сам...

Статья "Как приучить ребенка слушать и слушаться вас?"

Как приучить ребенка слушать и слушаться вас? Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...


 

Комментарии

Назаренко Жанна Ивановна

Мои любимые пальчики много времени им уделяю в работе с детьми.«Рука – это вышедший наружу мозг человека»