Психологическая готовность к школьному обучению
статья на тему

«Не думайте, что вы воспитываете
ребёнка только тогда, когда с ним
разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»…
А.С. Макаренко
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Выделяют (Л.И. Божович) несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: - определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, 

 

- достаточное развитие произвольного поведения,

 

- достаточное развитие интеллектуальной сферы.

 

Наиболее важным признаётся мотивационный план.

 

Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что

 

- у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения),

 

- у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

 

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника.

 

Теперь, на седьмом году жизни ребёнка, всё поведение взрослых и воспитание должны быть направлены на формирование у ребёнка «позиции школьника», т.е. положительной установки на обучение в школе, на достижение определённого успеха в учёбе.

 

В широком смысле внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребёнка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребёнком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Это отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребёнок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения.

 

В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы:

 

- произвольность поведения,

 

- соподчинение мотивов,

 

- сформированность элементов волевого действия и волевых качеств.

 

Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). За выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребёнком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию, когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребёнок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.

 

Произвольное поведение рождается в коллективной сюжетно-ролевой игре (здесь ребёнок совершает действия по правилам). Эльконин: «Игра – школа произвольного поведения». В игре же развиваются коммуникативные навыки. 

 

Произвольность включает следующее:

 

1. Умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия.

 

2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.

 

3. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

 

4. Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

 

Произвольность поведения зависит от самооценки, которая возникает и развивается на основе знаний и мыслей о себе. Оценка ребёнка самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Только школьнозрелый ребёнок, у которого сформировано представление о собственных действиях, сможет критически относиться к оценкам взрослых, потому что он уже может самостоятельно анализировать результаты своих действий. А познание ребёнком пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта, который в необходимом объёме накапливается к 6-7 годам.

 

В интеллектуальной сфере наиболее важен уровень развития интеллектуальных процессов, которые начинают своё развитие с момента рождения: ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. И в этом немаловажную роль играет развитие речи, речь впрямую связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его мышления.

 

Немаловажную роль играет и сумма усвоенных знаний. Поэтому к моменту поступления в школу ребёнок должен иметь познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной. Ребёнок должен знать количественный и качественный состав числа, а не считать до 1000 не вдумываясь, т.е. он уже может и должен проделывать простейшие мыслительные операции: например, чтобы заниматься математикой ребёнок должен иметь понятие о форме и величине предметов.

 

Приложение.

 

Что должен знать ребёнок, идущий в школу:

 

1. Свои фамилию, имя, отчество.

 

2. Возраст, месяц и день рождения.

 

3. Имя, отчество родителей.

 

4. Домашний адрес.

 

5. Верх-низ, право-лево и в зеркальном отображении.

 

6. Времена года, месяцы.

 

7. Вчера, сегодня, завтра; утро, день, вечер; дни недели.

 

8. Свой город, страну.

 

9. Считать до 20 в прямом и обратном порядке; понятия «больше - меньше», «выше - ниже» и т.д.

 

10. Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините, до свидания.

 

Что должны знать родители:

 

Зрение.

 

Только к 6 – 7 годам окончательно формируется совместное зрение двумя глазами.

 

Костная система.

 

Только перед школой почти завершается формирование скелета кисти, создавая предпосылки к обучению ребёнка.

 

Мышечная система.

 

В младшем дошкольном возрасте в первую очередь развиваются мышцы плеча, предплечья и только к 6 – 7 годам – мышцы рук. В связи с этим обучаться письму можно только после 6 лет, причём такие занятия должны быть очень кратковременными для избежания утомления ещё не окрепших мышц кистей рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskolko_slov_gotovnost_k_shkole.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школьному обучению.

Педагог-психолог ГБДОУ№19

Беляева Е.В.

«Не думайте, что вы воспитываете
ребёнка только тогда, когда с ним
разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»…
А.С. Макаренко
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Выделяют (Л.И. Божович) несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: - определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, 

 

- достаточное развитие произвольного поведения,

 

- достаточное развитие интеллектуальной сферы.

 

Наиболее важным признаётся мотивационный план.

 

Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что

 

- у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения),

 

- у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

 

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника.

 

Теперь, на седьмом году жизни ребёнка, всё поведение взрослых и воспитание должны быть направлены на формирование у ребёнка «позиции школьника», т.е. положительной установки на обучение в школе, на достижение определённого успеха в учёбе.

 

В широком смысле внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребёнка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребёнком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Это отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребёнок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения.

 

В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы:

 

- произвольность поведения,

 

- соподчинение мотивов,

 

- сформированность элементов волевого действия и волевых качеств.

 

Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). За выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребёнком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию, когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребёнок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.

 

Произвольное поведение рождается в коллективной сюжетно-ролевой игре (здесь ребёнок совершает действия по правилам). Эльконин: «Игра – школа произвольного поведения». В игре же развиваются коммуникативные навыки. 

 

Произвольность включает следующее:

 

1. Умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия.

 

2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.

 

3. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

 

4. Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

 

Произвольность поведения зависит от самооценки, которая возникает и развивается на основе знаний и мыслей о себе. Оценка ребёнка самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Только школьнозрелый ребёнок, у которого сформировано представление о собственных действиях, сможет критически относиться к оценкам взрослых, потому что он уже может самостоятельно анализировать результаты своих действий. А познание ребёнком пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта, который в необходимом объёме накапливается к 6-7 годам.

 

В интеллектуальной сфере наиболее важен уровень развития интеллектуальных процессов, которые начинают своё развитие с момента рождения: ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. И в этом немаловажную роль играет развитие речи, речь впрямую связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его мышления.

 

Немаловажную роль играет и сумма усвоенных знаний. Поэтому к моменту поступления в школу ребёнок должен иметь познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной. Ребёнок должен знать количественный и качественный состав числа, а не считать до 1000 не вдумываясь, т.е. он уже может и должен проделывать простейшие мыслительные операции: например, чтобы заниматься математикой ребёнок должен иметь понятие о форме и величине предметов.

 

Приложение.

 

Что должен знать ребёнок, идущий в школу:

 

1. Свои фамилию, имя, отчество.

 

2. Возраст, месяц и день рождения.

 

3. Имя, отчество родителей.

 

4. Домашний адрес.

 

5. Верх-низ, право-лево и в зеркальном отображении.

 

6. Времена года, месяцы.

 

7. Вчера, сегодня, завтра; утро, день, вечер; дни недели.

 

8. Свой город, страну.

 

9. Считать до 20 в прямом и обратном порядке; понятия «больше - меньше», «выше - ниже» и т.д.

 

10. Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините, до свидания.

 

Что должны знать родители:

 

Зрение.

 

Только к 6 – 7 годам окончательно формируется совместное зрение двумя глазами.

 

Костная система.

 

Только перед школой почти завершается формирование скелета кисти, создавая предпосылки к обучению ребёнка.

 

Мышечная система.

 

В младшем дошкольном возрасте в первую очередь развиваются мышцы плеча, предплечья и только к 6 – 7 годам – мышцы рук. В связи с этим обучаться письму можно только после 6 лет, причём такие занятия должны быть очень кратковременными для избежания утомления ещё не окрепших мышц кистей рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к шко...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....