Этапы развития кисти и пальцев рук.
консультация по теме

Этапы развития кисти и пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_kistey_paltsev_ruki.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития кисти и пальцев рук.

 А.С.Большев, Л.В.Филиппова выделяют следующие, а также описывают различные виды хватки:

1 .Хватательный рефлекс. Он является рефлекторным движением, которое активизируется с помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы.

2.Локтево-ладонная хватка появляется приблизительно к 3 месяцам. Новорожденный держится мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. Младенцу трудно положить предметы себе в рот с помощью такой хватки, и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит параллельное движение другой руки. Локтевая - кость на той же стороне, что и мизинец, ладонная - ладонь этой руки.

3 .Радиально-ладонная хватка появляется к 6 месяцам. Когда рука находится в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета. Радиальная: кость руки на стороне большого пальца; ладонная: ладонь этой руки.

4.Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет 4-5 пальцами. Предметы не находятся внутри ладони.

5 .Хватка щепотью формируется к 11-12 месяцам. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы.

6.Верхняя хватка наблюдается в возрасте 1-2 лет. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

7.Хватка “крест-накрест”. Когда ребенку исполняется 2 года, он научается держать ручку, ложку перекрестной хваткой: он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз. Это внутренняя наклонная хватка. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем - это большое моторное действие. Ребенок может обнаружить, что легче управлять ручкой, если использовать эту хватку с выпрямленным указательным пальцем.

8.Хватка щетки формируется в возрасте 3-4 лет. Она также называется верхняя хватка пальцами, т.к. теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука повернута внутрь, но движение начинается уже в запястье.

9.Хватка, использующая сгиб между большим и указательными пальцами развивается приблизительно в 5 лет. Движение становится органичным и включает движение предплечья, запястья, пальцев. Сначала хватка высока, но по мере развитие движение опускается вниз, и карандаш удерживается низко с помощью пальцев. Рука становится вращающейся наружу, расслабленная хватка.

10.Противопоставление большого пальца всем остальным на одной руке развивается к 5 годам. Большой палец в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец настолько подвижен, что с его участием можно сформировать кольцо, и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если ребенок не может ставить большой палец “напротив” кончиков остальных, у него плохо развивается хватка “щипцами”.

 Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук имеет важное значение для психического развития дошкольника. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, овладении им различными мыслительными операциями, овладение навыками самообслуживания, а также рядом трудовых и учебных навыков (письмо, резание и т.д.). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия (М.М.Кольцова, В.П.Дудьев, З.Н.Тюбекина, Т.О Гиневская).

Е.М.Мастюкова, И.Эллнеби, В.П.Дудьев выделяют следующие этапы развития кисти и пальцев руки и овладение дошкольником различными навыками и умениями:

От рождения до 1 месяца жизни. Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.

От 3 до 4 месяцев жизни. Хватательный рефлекс начинает угасать. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, не делает этого большим и указательным пальцами. Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет. Иногда ребенок хватает предмет, но держит его боком.

От 5 до 6 месяцев жизни. Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предмет всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может перекладывать игрушку из одной руки в другую.

• От 8 до 9 месяцев жизни. Играет в игры типа “дай-возьми”. Может держать по кубики в руках и ударять ими друг об друга. Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы пальцами; крутит и переворачивает предметы, которые рассматривает.

• От 22 до 12 месяцев жизни. Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами. Получает удовольствие от манипулирования с предметами, игры с ними. Хватает сверху. Двигает руками, поворачивая их внутрь.

От 1,5 до 2 лет жизни. Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит башенку их 3-х кубиков. Держит ложку, ухватив ее поперек руки. Двигает руками, поворачивая их внутрь. Начинает самостоятельно есть.

• От 2 до 2,5 лет жизни. Держит мел и ложку поперек руки. Строит “башенку” из 6 кубиков. Бросает мяч в определенном направлении. Режет ножницами бумагу.

• От 2,5 до 3 лет жизни. При рисовании держит карандаш ведущей рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем. Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет. Удерживает мяч обеими руками, прижимая его к груди. Режет бумагу глубокими подрезами.

• От 3 до 4 лет жизни. Наливает воду в кружку. Строит “башенку” из 8 кубиков. Держит карандаш, мел “перекрестной” хваткой. Ловит мяч обеими руками.

• От 4 до 5 лет жизни. Начинает совершать движения кистью и пальцами: держим карандаш пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует. Ловит маленький мяч, делая руками “чашку”. Знает, какая рука доминирует. Режет бумагу ножницами по прямой линии, а также зигзагами, волнами; вырезает по кругу. Наливает воду в кружку одной рукой.

От 5 до 6 лет жизни. Держит карандаш у основания с помощью захвата большим пальцем. Ударяет мячом о пол, ловит обеими руками. Рисует художественной кистью, не нажимая на бумагу. Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч, бросает и ловит большой мяч хорошо. Вырезает сложные фигуры.

• От 6 до 7 лет жизни. Режет хлеб ножом, намазывает масло. Скрещивает большой палец поперек ладони. Противопоставляет большой палец остальным. Бьет большим мячом об стенку и ловит его, подбрасывает его в воздух и ловит. Обладает развитыми хватками всех типов, использует пальцы (большой и указательный) когда ест ложкой и вилкой, рисует и пишет. Вырезает спиральные гирлянды [20,40,73].

Таким образом, обобщая результаты исследований по данному вопросу, следует отметить, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется присущим только ему качественным своеобразием и интенсивностью протекания: в норме развития тонкие дифференцированные движения рук начинают формироваться уже в младенчестве и носят примитивный характер. За 6-7 лет ребенок усваивает огромное количество двигательных умений и навыков -  достаточное   для   того,   чтобы   движения   руки   ребенка   имели   те   же качественные характеристики, что и у взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

"Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук"

Развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальчиковой моторики – одно из важных показателей и хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка....

Буклет "Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук"

В буклете находится информация, что необходимо предлагать детям для развития мелкой моторики, какие упражнения, игры можно предложить. В буклет также входят пальчиковые игры и самомассаж подушечек пал...

«Упражнения на развитие моторики кистей и пальцев рук ребенка дошкольного возраста»

ПАМЯТКА«Упражнения на развитие моторики кистей и пальцев рук ребенка дошкольного возраста»...

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с дизартрией.

В статье рассказывается о связи мелкой моторики с речью, выделяются направления работы и описываются все группы упражнений....

«Значение развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей младшего дошкольного возраста»

Методический материал для воспитателей детских садов и родителей значению развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей младшего дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...