Конспект развлечение в средней группе с участием родителей на тему «Тепло родного очага»
рабочая программа (средняя группа)

Ибрагимова Зульфия Давлетгараевна

Воспитательница:

  Праздник  - яркое событие в жизни ребенка, наполненные необычными, радостными и глубокими впечатлениями. К.Д. Ушинский писал: « Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого».

  Каждый праздник имеет «золотую основу» - всякую причину своего существования. Праздник – это радость! Чтобы вдохнуть жизнь в праздник, согреть с его помощью детские сердца, необходимо осознать его глубинный смысл.

 

Воспитательница:

  Уважаемые родители! Мы рады встрече с вами в семейном празднике «Тепло родного очага».

  Постараемся ответить на вопросы, которые интересуют не только взрослых, но и детей: что такое семья? Счастье? Домашний очаг?

  У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении? Конечно улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.  Теперь ваши лучистые улыбки подарите детям. (Психологическая разминка с родителями  «Улыбка»).

  А сейчас прозвучит песня в исполнении детей «Солнечная песенка».

 

Воспитательница:

  Посмотрите, как уютно и тепло стало в нашем зале! От улыбок, добрых слов и от хорошей песни улучшается настроение, распускаются цветы на деревьях. (Демонстрация домашнего задания с родителями «Цветок – ласковый лепесток»).    Наше дерево предлагаю украсить самыми красивыми цветами, которые вы сделали дома. (Родители украшают дерево).

  Посмотрим, какие замечательные дети – цветы растут в ваших семьях! Представьте, пожалуйста, каждый свой цветок.  (Родители представляют свой цветок).

 

Воспитательница:

  Как приятно, когда тебе ласково обращаются! Значит, тебя любят! Дети – цветы жизни. Они обычно похожи на своих родителей. Обратимся к детям и узнаем, на кого они похожи.

 

Динара:    Улыбаюсь я, как мама

                   Так же хмурюсь я упрямо.

                   У меня такой же нос

                   И такой же цвет волос.

 

 

Залина:    Ростом ниже я, но все же

                   И глаза у нас похожи

                   Даже папа мне сказал:

                  «Просто мамины глаза!»

 

Воспитательница:

  Порой взрослые нуждаются в поддержке и одобрении со стороны своих детей. Предлагаю родителям похвастаться своими достижениями и умениями. А мы вместе с детьми поддержим их словами. Например, мама говорит: «Я умею танцевать!», а мы все вместе: «Это здорово!» 

(Психологическое упражнение «Это здорово».  Родители по очереди рассказывают о своих умениях и способностях).

 

Воспитательница:

  Наверное, для многих детей стало открытием, что их родители такие умелые, способные, рукодельные -  одним словом, замечательные.

  Продолжая разговор о семье и семейных отношениях, хочу предложить еще одну игру.

  Игра – ассоциация «Лукошко» (проводится с детьми).

В этом лукошке я собрала карточки с изображением различных предметов. Сейчас каждый ребенок берет себе одну карточку и ответит на вопрос: Как этот предмет связан с семьей, домом, семейными отношениями.  Например, мне достался стол. По вечерам вся семья собирается за столом. (Дети рассказывают, родители помогают).

 

Воспитательница:

  Пришло время отдохнуть и повеселиться. Сейчас родители увидят, какие у них красивые, веселые, любимые дети покажут танец и пригласят родителей к ним присоединиться. Танец «Маленьких утят».

 

Воспитательница:

  Спасибо, уважаемые родители и дети.

А сейчас поиграем в игру «Имя - качество».  (Проводится с родителями).

Прошу родителей рассказать о характере своих детей. Выполнять это упражнение нужно с одним условием – называть качество характера с той же буквы, что и имя вашего ребенка. Например, «Мой Саша – смелый», «Моя Настя – надежная».

 

Воспитательница:

  Молодцы, уважаемые родители. Какие у вас хорошие дети.

О семье, о любви к детям, об уважении к членам семьи написано немало замечательных песен и стихов. Давайте послушаем, как их исполняют дети.

 

 

Айназ:     Если был бы я девчонкой

                 Я бы время не терял.

                 Я б на улице не прыгал,

                 Я б рубашки постирал.

 

Руслан:      Я бы вымыл в кухне пол,

                    Я бы в комнате подмел.

                    Перемыл бы чашки, ложки,

                    Сам почистил бы картошки.

 

Тимур:    Все свои игрушки сам

                 Я б расставил по местам.

                 Отчего я не девчонка?

                 Я бы маме так помог!

                 Мама сразу бы сказала:

                «Молодчина ты, сынок!»

 

Воспитательница:

  Молодцы, вот какие у нас мальчики трудолюбивые растут. Семья – это святое!    

   Я прошу вас друзья!

   Что такое семья?

   Трудно быстро дать ответ?

   Ну, тогда вам мой совет!

   Отгадайте по порядку

   Все семейные загадки.

 

Руслан:    Кто хозяин в доме первый?

                   На ком держится семья?

                  «Мама!» скажете, наверно?

Папа:        Это папа, это я!

 

Ильяс:    Кто на кухне жарит – парит?

                 Кормит всех нас каждый день?

                 Убирать, стирать, готовить

                 Ей ничуточку не лень!

                 Ее любит вся семья!

Мама:     Это мама, это я!

 

Милена:     Кто нам свяжет всем носочки?

                     Нас погладит ласково?

                     И в любой беде утешит?

                     И расскажет сказку нам?

                     Поиграет в ладушки?

Бабушка:   Это ваша бабушка!

Салават:    Кто на машине нас прокатит

                     И на рыбалку позовет?

                     Любому делу нас научит

                     И за грибами в лес возьмет?

                     Рядом с ним скуки нет!

Дед:             Да, это я, конечно дед!

 

Тимур:      Кто по утрам идет учиться?

                   Он получать оценки рад!

Брат:         Конечно, это брат!

 

Гульдания:    У нее заколки, бантики,

                          Куклы, бусинки и фантики,

                          Смешные, милые косички

Сестра:            Конечно, это я сестричка!

 

Айназ:       Кто самый главный шалунишка?

                    Все говорят, «Зачем шалишь?»

                    А он

Малыш:    Ведь я еще малыш!

 

Воспитательница:           Мы семь загадок отгадали

                                             И обо всех сейчас узнали

                                             И все вы скажете друзья 

Дети хором:                       Что это дружная семья!

        

Воспитательница:

  А сейчас наши дети исполнят песню «Взрослые и дети».

 

 Воспитательница:          

  А сейчас Азалия расскажет нам свое стихотворение.

 

Азалия:     Очень – очень счастлив я!

                    В сборе вся моя семья!

                    И папа со мной, и мама со мной –

                    Какой замечательный выходной!

 

Азат:     Сегодня никто никуда не спешит,

               Никто на работу с утра не бежит,

               Мы просто все вместе по парку идем,

               Играем, смеемся и даже поем!

 

 

 

 

Воспитательница:          

  Уважаемые родители, всех вас приглашаю в центр зала. Родители образуют внешний круг, дети встают во внутренний - лицом к родителям. (Зажигается свеча, ставится в стеклянный фонарь, звучит тихая музыка).

  Наша встреча подходит к концу. Я зажгла эту свечу как символ домашнего очага, домашнего тепла. Пусть она согреет каждого из вас! Настал тот момент, когда вы, дети и их родители можете обменятся своими желаниями или просто сказать друг другу что-то хорошее, сокровенное. (Фонарь передается по кругу. Дети говорят свои пожелания своим родителям, а родители детям.)

 

Воспитательница:          

  А я от души желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители всегда понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия. Всем желаю здоровья и семейного счастья. И пусть все ваши мечты и желания сбудутся.

  Вспоминая слова В.А.Сухомлинского скажу: «Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца…»

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Чулпан» г. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

(МБДОУ «Детский сад № 2 «Чулпан» г. Кукмор»)




Консультация для родителей

на тему «Шахматы для вашего малыша»




                                                                         Ибрагимова З.Д.

                                           воспитатель высшей кв. категории

г.Кукмор

 В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. Вы узнаете: «Что такое шахматы»? «Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? «Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? «Правила игры в шахматы» и многое другое. Шахматы старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность. Когда же лучше начать заниматься с ребенком? Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте. Чем полезны занятия шахматами для ребенка? 1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы мыслить самостоятельно. 2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию). 3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» этюдов. 4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать. Игра в шахматы очень полезна для детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности. Функции шахмат в развитии детей В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций. Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей. Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам. Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке. Как начать обучение шахматам Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша. Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители. Первый шахматный урок Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями. Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка. Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска. Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь. Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно. Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию. Соревнования между детьми проводятся начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет. На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха. Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями. На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия осторожно дозируемые и бережно направляемые при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры. Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше превратить в игру весь процесс обучения. Что дает игра в шахматы ребенку? В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное проигрыш) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.                                                                                                                     

Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Шахматы эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей. Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение это только новая возможность для развития. И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс). Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады занимательные задачи, викторины



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Чулпан» г. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

(МБДОУ «Детский сад № 2 «Чулпан» г. Кукмор»)




Консультация для родителей

на тему «Шахматы в дошкольном возрасте»




                                                                         Ибрагимова З.Д.

                                           воспитатель высшей кв. категории

г.Кукмор

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? « Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? « Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы»  и многое другое.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Когда же лучше начать заниматься с ребенком?

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет…

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

  1. Игра в шахматы очень полезна для детей .

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

  1. Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

  • Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
  • Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
  • Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

  1. Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.

Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.

Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

  1. Детские шахматные турниры

Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Соревнования между детьми проводятся, начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы.Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название        сохранившиеся и поныне.

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. 

Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).Перемещение фигур:
Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.
Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.
Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.
Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.
Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля. Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.
Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.
Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.
В нашем Шахматном клубе мы обучаем детей в возрасте от 4-х до 12-ти лет.
На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.
Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.
На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.
Методика обучения детей игре в шахматы имеет ряд интереснейших наработок:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
Вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный праздник. "Храни огонь родного очага".

Развивать интерес к своим близким и родным людям....

Консультация для родителей на тему: «Тепло родного очага»

Консультация для родителей на тему: «Тепло родного очага»...

Консультация для родителей на тему: "Тепло родного очага"

Дети именно от близких им людей получают уроки народной мудрости, начинают познавать своё "Я" с понимания слов "Семья", "Род", "Человек"....

Родительское собрание «Тепло родного очага". средняя группа

Цель: • Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;• Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.Предварительная работа:&bull...

Проект по социально-коммуникативному развитию для средней группы на тему : «Теплый дом»

laquo;Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Лев ТолстойДом для ребенка — это основная среда его обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. А теплый дом, в котором цар...

Проект "Тепло родного очага"

В ходе совместного проекта, мы ещё раз убедились в том, что взаимосвязь с семьёй нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания. Воспитанники, родител...