Сенсорное развитие и дидактические игры в первой младшей группе
консультация (младшая группа) на тему

Терентьева Светлана Николаевна

Сенсорное развитие и дидактические игры в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_i_didakticheskie_igry.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие и дидактические игры

по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

  Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов  восприятия , являются результатом их переработки . Овладение  знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно , необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.  

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того , насколько совершенно ребенок слышит , видит, осязает окружающее.  

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.    

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов ( система геометрических форм, шкала величин , меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.).  

Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве ,, единицы измерения,, при оценке свойств  предметов.    

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено  сенсорной куль туры.  

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов( цвете, величине, форме, количестве).

-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

Направления моей работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

-обучение способам обследования предметов

-развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 по сенсорному воспитанию

детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

,, Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному  признаку )

,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить ,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери  гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД сенсорному развитию « Веселые ёжики» с детьми первой младшей группой.

Задачи: Формировать представление детей о внешнем виде ежа, характерных признаках, его отличительных особенностях. Развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к п...

Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры для первой младшей группы

Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры для первой младшей группы Солоницына Татьяна Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры для первой младшей группы Т...

Дидактическая игра в первой младшей группе по развитию речи «Кто пришёл? Кто ушёл?»

Дидактическая игра в первой младшей группе по развитию речи «Кто пришёл? Кто ушёл?»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Цели:...