Нормы и правила
материал (младшая группа) на тему

Ярославцева Елена Анатольевна

Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей» и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normy_i_pravila.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи воспитания  навыков культуры поведения у детей

Младший дошкольный возраст  (3-4 года):

  1. В совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;
  2. Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
  3. Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
  4. Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
  5. Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.
  1. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
  2. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
  3. Учить самостоятельно, использовать в речи «вежливые» слова, говорить приветливо, доброжелательно;
  4. Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на «Вы»;
  5. Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.
  6. Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
  7. Формировать навыки поведения за столом.
  8. Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения.

Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей» и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.

Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, помните, что взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво. Цель воспитателя – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, порекомендуйте им специальную литературу. Кроме этого, по желанию родителей, можно организовать «Школу молодой семьи» или «Школу этикета»,  занятия которой будут посещать желающие родители. По окончании данной школы родителям можно выдать дипломы или свидетельства, присвоить звание «Самый культурный родитель» и т.д.

На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителя. Нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей. На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе.

Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны в воспитании культуры поведения. Однако, обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада. Воспитатель, начиная работу, в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т.п.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.

Тематический план

(младший дошкольный возраст)

№ п/п

Тема

Организационные формы

1.

Знакомство с Феей Вежливости

Тема рассматривается на занятии. Детей знакомят с волшебной Страной Вежливости, с хозяйкой волшебной страны  - Феей Вежливости и ее помощниками Гномами, а также с Незнайкой-зазнайкой. Фея Вежливости ставит перед детьми задачу – изучить правила поведения и научить им Незнайку-Зазнайку. На данном занятии можно дать детям знания о том, как правильно общаться со взрослыми. Далее Фея Вежливости со своими героями присутствует на каждом занятии по изучению правил поведения.

2.

Вежливые слова

Данная тема может рассматриваться в различных видах деятельности: на специальных занятиях, в дидактических играх, сюжетно-ролевых играх, беседах. Фея Вежливости знакомит детей с главными словами, которые должен знать каждый воспитанный взрослый и ребенок: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста» и др. детям преподносятся ситуации, в которых применяются данные слова. Для закрепления знаний детей проводятся дидактические игры «Закончи предложение», «Назови словечко», «Как поступить» и др.

3.

Ласковые слова

Тема раскрывается в процессе ежедневных бесед с детьми, нерегламентируемых видах деятельности.

4

Как вести себя на занятии

Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях проходит в форме беседы и ежедневных напоминаниях непосредственно во время занятия. Необходимо выработать у детей стереотип поведения: сидеть спокойно, внимательно слушать объяснение воспитателя, поднимать руку, не выкрикивать, не перебивать товарищей, не мешать работать соседу, оказывать помощь другим детям при необходимости и т.д.

5

Как вести себя на улице

Знание по данной теме могут преподнесены как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности: беседах, дидактических играх, во время прогулок, экскурсий, развлечениях. Дети во время данных видов деятельности узнают о том, что на улице нельзя громко кричать, что нужно быть очень внимательными, вежливыми с прохожими и т.д. Фея Вежливости представляет детям новый персонаж – Светофор Светофорыч, который знакомит детей с элементарными правилами дорожного движения.

6

За столом

Тема преподносится детям в процессе бесед, приема пищи, сюжетно-ролевых игр типа «Семья», «Столовая» изучаются правила поведения за столом: мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол, разговаривать в полголоса, правильно пользоваться столовыми приборами, по окончании еды использовать салфетку. Во время дидактических игр «Что нужно?», «Назови правильно», «Когда это бывает?» закрепляются названия блюд, кухонных принадлежностей, столовых приборов. Кроме того закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости: «Приятного аппетита!», «Спасибо!» и д.р.

7

Хорошо - плохо

Тема изучается во время специальных занятий, бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, ознакомления с художественной литературой. Цель данной работы в том, чтобы дать детям основы таких моральных качеств личности как доброта, чуткость, милосердие, научить детей оценивать поступки литературных героев, замечать свои отрицательные поступки и поступки товарищей и исправлять ошибки.

8

Мамины помощники

Знание по данной теме могут быть преподнесены во время индивидуальных и коллективных бесед с детьми, при рассматривании картин и иллюстраций, во время организации трудовой деятельности, непосредственного участия детей в уборке группы, во время выполнения обязанностей дежурных. Кроме того в процессе ежедневных бесед, напоминаний необходимо научить детей аккуратно складывать свою одежду при раздевании, не разбрасывать игрушки, убирать после занятий за собой карандаши, краски, пластилин и т.д.

9

Об опрятности и аккуратности

Тема раскрывается во время занятий, бесед, чтение художественной литературы, в игровой и трудовой деятельности. В процессе работы необходимо выработать у детей привычку следить за своим внешним видом, научить пользоваться гигиеническими принадлежностями, следить за вещами, закрепить правило: «Каждой вещи – свое место».

10

Мы играем дружно

При знакомстве с данной темой можно провести как специальное занятие, так и ограничится беседой или совместной игровой деятельностью с детьми. При этом научить детей играть рядом, не мешать друг другу, объединяться в играх, общаться спокойно, не драться, не отнимать  друг у друга игрушки.

11

Вежливость закон для всех

Итоговое занятие, на котором обобщаются все знания, которые дети получили в процессе изучения правил культурного поведения. Все обитатели Страны Вежливости присутствуют на данном занятии, где устраивают своеобразный экзамен для Незнайки-Зазнайки и детей. Цели данной темы могут быть также решены в форме развлечения, принимать участие в котором могут дети вместе со своими родителями. Для детей можно изготовить «медали» и вручить за успешное усвоение правил культурного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематический план на год "Формирование моральных норм и правил" ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Приобщение к эллементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным). Через развитие игровой деятельности, художественную литературу, беседы,...

Формирование моральных норм и правил у детей 2-3 лет

тематический план на год по приобщению к элементарным нормам и равилам, через развитие игровой деятельности, беседы, художественную литературу, наглядные ситуации в режимные моменты и НОД....

«Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».

Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....

«Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право». Бабаева Н.А., Скорынина О.А.

Авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую...

Влияние мифов, легенд и преданий на формирование этических норм и правил у детей старшего дошкольного возраста с речевым нарушением

Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны  обладать социальными умениями и навыками:  устанавливать и поддерживать контакт с со...

"Организация сюжетно-дидактической игры способствующие освоению норм и правил поведения к людям"

Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и в детском саду. И в этом ему помогают сюжетно-дидактические игры различного характера, направленные на культуру ...