Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.
консультация (старшая группа) на тему

Борисова Марина Александровна

Материал представлен как методические рекомендации воспитателям, родителям по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

        В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется на нравственные и воспитательные основы при ознакомлении детей с природой, ставится задача постепенного подведения детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы. Например, между созданными условиями и ростом растений, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и получением на его основе определённых результатов.

      В старшей и подготовительной группе, дошкольники приобщаются к посильному участию в охране окружающей среды, дети начинают осознанно понимать способы рационального природопользования и роли человеческого фактора в экологической нише. Освоение знаний о жизни растений и животных, развитие соответствующих трудовых умений и навыков по уходу за ними, будет способствовать не только умственному развитию детей, но и воспитанию правильного отношения к природе родного города, края. При ознакомлении детей с природой, основным стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь природы в целом, используя для этого сезонные изменения и труд в разные периоды года. Это даёт возможность формировать у дошкольников познавательную деятельность, обуславливает представления об экологических основах, поможет детям наблюдать явления природы в развитии, сравнении и тем самым обеспечить более глубокое их понимание. Практические трудовые поручения и активная деятельность помогают устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе законов природы, а потому повышают интерес к получаемым детьми знаниям, вызывают у малышей стремление осваивать всё новые умения и навыки и желание применять их в разных видах деятельности.

       У детей старшего дошкольного возраста воспитывается деятельная любовь к природе, которая выражается в наличии активного интереса, а также желание применять их при уходе за растениями и домашними животными, элементарном труде в природе. В семье всегда легче включить ребёнка в полезную для других работу. Такой труд, на благо всей семьи, требует особой заинтересованности ребёнка результатом, родители должны объяснить необходимость и значение выполняемой им работы, например: «Если не полить цветы – они завянут». Поливка комнатных растений эта не простая работа. Правильное её выполнение требует от детей определённых знаний. Взрослые члены семьи должны помочь детям в объяснении, какой цветок необходимо поливать реже, к таким относятся: (кактус, амариллис, фиалка) и какое комнатное растение требует более тщательной поливки (традесканция, бальзамин, бегония, роза). Для того чтобы все члены семьи серьёзно относились к труду детей, чтобы в семье была создана трудовая атмосфера важно постоянно привлекать их к труду, давать интересные посильные поручения. Если же всё участие детей в труде взрослых заключается в выполнении требований: подай, сбегай, принеси, подержи, - то это со временем только отобьёт охоту трудиться. Готовя детей в дальнейшем к обучению в школе, важно научить их ответственно относиться к порученному делу. Для этого надо давать ребёнку задания, которые должны быть выполнены не только сейчас, но и через некоторое время (вечером или даже на следующий день). Тогда дошкольники постепенно привыкнут помнить данные взрослыми задания, относиться ответственно и самостоятельно к их выполнению. Природа привлекает детей красотой, разнообразием, возможностью активно в ней трудиться. Но внимание ребёнка неустойчиво, опыт активной деятельности незначителен, многое проходит мимо его сознания. Дома по возможности, родители должны организовать посильный труд детей в цветнике, на огороде, по уходу за комнатными растениями, домашними животными и рыбками в аквариуме. Примером в этом должно быть непосредственно поведение самих родителей: нельзя на глазах у малышей, например, выгнать из дома котёнка или оставить на зиму в пустой даче собаку, с корнем вырывать цветы для огромного букета. Рассказывая своим детям о пользе ухода за животными, нужно в то же время познакомить их с элементарными гигиеническими правилами: животное должно быть знакомо ребёнку, после игры, ухода за ним необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Обязанности ребёнка по обслуживанию животного должны быть строго определены, и их выполнение необходимо контролировать со стороны взрослых.

      Совместная работа дошкольников и родителей очень важна. Изготовление поделок, разнообразных украшений, игрушек из природного материала, сближает всех членов семьи. Формирует эстетический вкус, навыки трудовой деятельности, развивает руку и глазомер ребёнка. Если во время совместных прогулок, родители будут обращать внимание детей на красоту природы, разнообразие её форм и красок, то эстетическое переживание, вызванное этими наблюдениями, рассказы взрослых о том, как человек преобразует и охраняет окружающий мир, личный пример взрослых, создадут благоприятные условия для формирования трудовых и нравственных качеств ребёнка. Дошкольников всегда радует результат работы, нужно похвалить ребёнка за выполненное поручение, Родители должны оценить его труд и желание сделать что – то для других. Ни с чем не сравнимо чувство удовлетворения, которое испытывает ребёнок, когда ему удаётся выполнить трудовую задачу. Однако взрослым не следует переоценивать возможности ребёнка: неудача подавляет, разочаровывает, гасит в них инициативу и желание самостоятельно добиваться чего – либо. Положительный результат, напротив, создаёт стремление к преодолению трудностей. Наоборот, там, где дети получают всё в готовом виде, когда за них всё делают и решают взрослые, рождается леность мысли и действия. В дальнейшем обучении в школе, такие дети плохо учатся, даже не попробовав своих сил, отказываются от самостоятельной работы на уроке. Закрепление знаний ребёнка о природном окружении, умение делать обобщения, умозаключения, выводы при наблюдении окружающей жизни в соответствии с нравственными нормами происходит в активной практической деятельности. Об этом должны знать родители. От того, как будет организована деятельность дошкольников, как взрослые будут ею руководить, во многом зависит уровень подготовки к обучению в школе.

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

АНКЕТА

для родителей на тему:

«Природа вокруг нас»

Цель анкетирования:

Выявить понимание родителями роли природы в жизни человека.

Определить значение взрослых в экологическом воспитании дошкольников.

Привитие в семье навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природных условиях.

ВОПРОСЫ:

1. Какое место занимает человек в природе?

2. Что такое экология?

3. Какую роль играет природа в жизни человека?

4. Какие животные и растения есть у Вас дома?

5. Помогают ли дети в уходе за ними и как?

6. Совершаете ли Вы с детьми прогулки на природу и как часто?

7. Объясняете ли Вы своему ребёнку правила поведения в природе?

8. Являетесь ли Вы для своего ребёнка примером бережного отношения к окружающей природе?

9. Есть ли в Вашем доме книги, энциклопедии и журналы о животных и растениях?

10. Что знаете Вы и Ваш ребёнок о Красной книге?

http://www.maaam.ru/upload/blogs/5ac314ee0b9af89ac6b167dbeeecb227.jpg.jpg

Статьи в родительский уголок

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА

ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ

Вы любите своего ребёнка? Наверно с изумлением прочитали этот вопрос. Ответите: «Конечно, любим! »

Вы хотите, чтобы ребёнок был здоров, весел, умён, чтобы у него в жизни всё получалось. А вы когда – нибудь серьёзно задумывались, что всё это зависит не только от того, что ребёнок ест, пьёт, каким воздухом дышит, а есть ли рядом цветы и деревья, птицы и звери? Вы скажете, что все дети и ваш ребёнок тоже, очень любит цветы и животных.

К ЧЕМУ ВЕДЁТ ДЕТСКАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ?

Да, мы все родом из детства, но почему, когда становимся взрослыми, одни из нас с трепетом в сердце относятся к каждой травинке, а другие без сожаления издеваются над собакой?

Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, культура поведения родителей во многом определяет культуру ребёнка. Формирование личности ребёнка в семье – это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя.

Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы

мышления, агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде и гармонизировать свою систему взаимоотношений с природой.

Очевидно, что от детской экологической вседозволенности

(сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой

(вырубить кедровый лес, извести море, «повернуть» реки) дорога очень короткая. Но эта дорога обрывается пропастью…

ВСЁ ЛЮБЛЮ НА СВЕТЕ Я …

* Научите ребёнка любоваться природой, обратите внимание на красивый закат или восход. Поговорите или сначала поиграйте с ребёнком в слова, которые описывают эту красоту.

* Поищите с ребёнком среди зелёной листвы разные оттенки зелёного, сравните их, попробуйте описать цвет каждого листика.

* Рассмотрите пейзаж через цветное стёклышко и деревянную рамку. Найдите как можно больше отличий в двух картинках.

* Соберите с малышом разные природные объекты: шишки, камешки, перья, пух. Сложите их в мешочек и дайте ребёнку по ощущениям их определить на ощупь. Повторите упражнение несколько раз.

* Возьмите небольшое зеркало, пусть ребёнок

приложит его горизонтально ко лбу и посмотрит на окружающую природу с другой стороны. Расскажет вам, что он видит, а может и сочинит сказку или рассказ.

• Рассмотрите с малышом скошенную полянку и нескошенный луг. Обратите внимание, где больше кипит жизнь, можно даже посчитать, сколько и каких насекомых вы увидели, где красивее и ярче. Помогите ребёнку сделать вывод и ответить на вопрос» почему? ».

* Обращайте внимание ребёнка на чириканье воробьёв, на то, как птицы взлетают, садятся на веточки, клюют корм. Подберите для них ласковые слова.

* Погуляйте при возможности рядом с водоёмом, рассмотрите его обитателей и жителей прибрежной зоны. Найдите красоту в лягушке и водомерке, в стрекозе и жуке-плавунце. Расспросите об увиденном ребёнка. А дома отразите впечатления в рисунках.

* «Подружитесь» с деревом, назовите его, потрогайте кору, пусть ребёнок опишет, что он ощущает. Расскажите ему, что дерево живое и тоже чувствует боль. Покажите смолу на ране сосны, ели, расскажите, что так дерево плачет.

Такие несложные приёмы позволят вашему ребёнку и тогда, когда он станет взрослым, любить природу. У вашего малыша не поднимется рука погубить окружающую красоту, а значит ему удастся сохранить природу и своё будущее.

[


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к Родине посредством ознакомления с природой родного края

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы патриотического воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это слож...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообр...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и си...

Опыт работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края, формирование основ экологической культуры....

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....