Главные вкладки

    Воспитание любви к Родине посредством ознакомления с природой родного края
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы патриотического воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Слайд № 1

    Свое выступление я хочу начать со слов Василия  Александровича Сухомлинского  «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

    Слайд № 2

    Тема моего творческого саморазвития «Воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем». Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром.

    Но ……… воспитывать любовь к Родине невозможно без ознакомления ребенка с природой родного края.  

    Я расскажу об одном из направлений в моей работе над опытом работы это «Воспитание любви к Родине посредством ознакомления дошкольников с природой родного края».

    Слайд № 3

    Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы патриотического воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

    Слайд № 4

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

    Слайд № 5

    Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

    К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

    Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

    Учитывая важность данной проблемы, я изучила современные педагогические технологии: «Я и природа»  Н.А.Рыжовой, «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Родной край» Р.И.Жуковской, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л.Г.Горьковой,  А.В.Кочергиной

    Слайд № 6

    Начиная работу с детьми по направлению «Воспитание любви к Родине посредством ознакомления с природой родного края», мы поставили перед собой следующие цели задачи:

    Цель моей работы по данному направлению: дать детям элементарные знания о родной  природе.

    Задачи:

    • познакомить детей с природой родного края, ее характерными особенностями;
    • провести целевые наблюдения за состоянием объектов в разные сезоны года;
    • организовать наблюдения земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев;
    • организовывать творческую, продуктивную, игровую деятельности детей, в которых  ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям ежедневно и по необходимости;
    • тесно сотрудничать с членами семей воспитанников.

    Слайд № 7

    Для достижения цели и задач применяла следующие формы:

    • наблюдения
    • игры с правилами;
    • решение проблемных ситуаций;
    • экспериментирование;

    моделирование;

    • чтение художественной литературы;
    • беседы.

    Слайд № 8

     и методы работы:

    - наглядные (картины, иллюстрации, объекты  живой и неживой природы)

    -словесные   (игры, объяснения, вопросы, оценка и т.д.)

    -практические (игры, работа в цветнике и огороде, дежурство в уголке природы продуктивная и конструктивная деятельность,   и т.д.)

    • Инновации: использование  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

     

    Слайд № 9

    Работа по ознакомлению детей с природой родного края способствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО раздел IV п.4.6). Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: «Художественно-эстетическое развитие» (развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру), «Речевое развитие» (включает владение речью как средством общения и культуры), «Познавательное развитие» (о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира), «Социально-коммуникативное» (направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания), «Физическое развитие» (включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) (ФГОС ДО раздел II п. 2.6)

    Слайд № 10

    Кроме того, экологические знания интегрируются:

    • в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов  (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
    • в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);
    • в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, акциях, соревнованиях и др.)

    Слайд № 11

    ФГОС ДО нам трактует: «Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность…» (ФГОС ДО раздел II п. 2.11.2). Учитывая требования ФГОС, при организации работы по данному направлению важно учитывать региональный компонент, то есть ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе,  ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.

    Слайд № 12

    Начав работать в данном направлении я поставила перед собой задачу – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа, мир животных, труд людей, улица, традиции, общественные события и т.д. причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. И, прежде чем начать работу по формированию любви к родному краю, его природе, я поняла, что мне самой необходимо его хорошо знать. Для этого пришлось много читать, изучать, наблюдать за природными явлениями.

    Слайд № 13

    В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:

    • познавательные беседы «Мой край родной – Владимирская земля»
    • прослушивание песен о родном городе, чтение стихов Поэтов Владимирской области, а так же ковровских поэтов
    • изготовление тематических альбомов
    • знакомство с символикой родного края
    • рассматривание географической карты Владимирской области,
    • рассказы о достопримечательностях Владимирского края и города Коврова, о красоте природы родного края

    Слайд № 14

    Особое место в формировании любви к своей малой Родине я отвожу экскурсиям. Чтобы привить дошкольникам любовь к родной природе, вызвать у них гордость за результаты труда людей, мы проводим экскурсии в лесной массив, рядом с детским садом, поле, луг. Обращая внимания ребят на их красоту, рассказываем что леса, поля, луга - наше богатство, которое надо беречь. Также проводим заочные экскурсии (в форме презентации). Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными дают возможность изучать их привычки и повадки. Затем создаются рассказы и сказки, которые обобщают эти наблюдения. Сюжеты сказок доступны и привлекательны, учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

    Слайд № 15

    Кроме традиционных форм с детьми проводятся «занятия  доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы таких занятий доброты: «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т. д. экологические акции: «Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая», «Наша клумба» и др., конкурсы рисунков – плакатов: «Наш дом – планета Земля»,   и др., мастерские по изготовлению поделок с участием родителей.

    Слайд № 16

    На занятиях по продуктивной деятельности я рассказываю и показываю детям, как мастера декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы (дерево, глину, камень), отражают красоту окружающей природы. В продуктивных видах деятельности ребенок отражает свое отношение к природе. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой остается в памяти ребенка, формирует его сознание как гражданина.

    Слайд № 17

    Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней.

    Учёт возрастных особенностей детей, требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Поездки-путешествия» я предлагаю определить детям — куда они поедут (в лес, на рыбалку), кого они увидят (медведя, лису, зайца), что соберут (ягоду, грибы, цветы) — так дети закрепляют нормы поведения в лесу, на лугу и у них формируется бережное отношение к родному краю, природе.

    Слайд № 18

    Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание проблемных ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; дидактические игры; решение кроссвордов, КВН и др.

    Слайд № 19

    Активному развитию детей способствует созданная в группе предметно-пространственная развивающая среда, соответствующая ФГОС ДО. Большое значение уделила подбору краеведческого материала. Мною был создан банк наглядно-методического материала: дидактические игры, географические материалы, глобус,  иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Владимирской области. Иллюстрации были оформлены в альбомы «Птицы нашего края», «Животные Владимирского края», «Деревья и кустарники», «Грибы и ягоды»  и т. д.

    Слайд № 20

    Однако всего этого недостаточно. Родители должны стать единомышленниками воспитателей и активно участвовать в жизни детского сада и общества. Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий помощник в воспитании – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, акции и исследовательские проекты «Тайны природы» и др,  совместные посещения музея, экологической библиотеки.

    Слайд № 21

    Предлагаемая работа по воспитанию у дошкольников любви к Родине посредством ознакомления с природой родного края  способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, обогащению знаний детей о природе родного края, воспитанию бережного отношения к окружающей природе

    Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, это могучий источник познания и воспитания. М. Пришвин писал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

    Слайд № 22

    Спасибо за внимание

    Слайд № 23

    Литература:

    1. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М:. ТЦ Сфера, 1999г. -122с.
    2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М:. ЦГЛ, 2004г. -156 с.
    3. Владимирская Л. А. От осени до лета.  – Волгоград: Учитель2006 год.
    4. Г.А. Ковалева "Воспитывая маленького гражданина".
    5. Горбатенко  О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 год.
    6. Горькова  Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М.-2007
    7. Дьчкова Г. Т. Окружающий мир «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2007 год.
    8. Потапова Л. М.     Детям о природе. Экология в играх. – Ярославль:  Академия холдинг, 2002 год.
    9. Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Дошкольное воспитание, 2003г. №6 с. 45-55
    10. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. – метод. комплект по экологическому образованию дошкольников – М., 1998.
    11. Сигимова М. Н.Познание мира растений. – Волгоград: Учитель,   2009 год.
    12. Ушакова О. Д.   Красная книга России. Растения.
    13. Ушакова О.Д.  Красная книга России. Животные.- Москва, 2008г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

    Консультация Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края.

    Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей ж...

    Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

    Материал представлен как методические рекомендации воспитателям, родителям по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

    Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»

    Данная  работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...

    Воспитание любви к Родине через ознакомление с историей родного края

    Тему педагогического опыта подсказала повседневная работа с детьми. Низкий уровень знаний детей о родном городе, недостаточность методического материала для создания предметно-развивающей среды по дан...

    Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей

    велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитание детей начиная с раннего возраста....