Учимся играя
консультация по теме

Загорюк Ирина Геннадьевна

В данной статье, говорится о том, как следует организовать занятия с ребёнком дома и  не услышать  фразы: "Не хочу заниматься!" А так же, как "правильно" указать ребёнку на его ошибки и  чего следует избегать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_igraya.doc91.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся играя».

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Сроки преодоления речевых недостатков зависят:

  • от степени сложности дефекта;
  • от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • от регулярности проведения занятий;
  • от участия родителей в коррекционном процессе.

  Уважаемые  родители, необходимо помнить, что  работу с ребенком  нужно проводить систематически. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скоррегировать недостатки предпочтительнее в дошкольном возрасте.

  На этапе автоматизации звуков особое внимание следует обращать на постоянный контроль над поставленными звуками, так как тонус артикуляцион ной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Чтобы разрешить эти проблемы необходимо консультации специалистов (логопеда, психолога и т.д.). При этом учитывается темперамент ребенка, характер, лево - правополушарный тип, мальчик это или девочка, тип семейных отношений и т.д.

У ребенка не всегда может все получится сразу, что взывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его и вернуться к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то не сразу встал и побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и только потом ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получиться. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. Проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.

Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Нужно научиться «правильно» указывать детям на их ошибки - с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельно, давая ребенку правильный образец. В некоторых случаях вводят игровую ситуацию штрафов и за неправильное произнесенное слово, его необходимо повторить 3(5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его. Наконец, замечания делать на фоне общего одобрения. Если же без порицаний не обойтись, то нужно попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.

 Попробуйте вспомнить себя детьми. Как долго у вас не получалось написать букву, отпилить плашку и т.д.? Теперь эти дела вам кажутся простыми. Когда мы навязываем своему ребенку эту «простоту», мы поступаем несправедливо, ведь ему на самом деле трудно. Ребенок в праве обижаться. Вспомните годовалого ребенка. Как он учиться ходить. Он делает первые шаги и при этом едва удерживает равновесие, покачивается, но доволен и горд. Ведь вы не поучаете его: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Смешно? Нелепо? Так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учиться, что-либо делать.

Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен и мало эффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. Можно заставить механически заучивать задания, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. Порой бывает необходимо дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания, подсмеиванием друзей и т.д. В общении с ребенком необходимо избегать слов « нет», «нельзя»,  готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения испортят его. При этом постарайтесь использовать местоимения я, мне, вместо ты. Например, «Я рада, что у тебя получается! А не «Какая ты молодец! «Наказывать» ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас не уместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть читающим и, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать надо начинать уже сейчас. Чтобы эти занятия были успешными необходимо:

  1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Следовать этому правилу ежедневно, а не от случая к случаю. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда найдется «1000 неотложных дел». При этом следует помнить, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
  2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы:

10-15 минут - для детей младшего возраста;

15-20 минут - для детей среднего возраста;

20-30 минут - для детей старшего возраста;

  1. К моменту занятия предварительно изучить задания (не делать этого при ребенке). Распределить, какую часть задания выполнить в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем делать сначала - учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
  2. При проведении занятия с детьми среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
  1. Вводить в занятия разнообразие (попробуйте предложить «выполнить задание за компанию» с братом, сестрой).
  2. Хвалить ребенка за его достижения. Подчеркивайте, что вам нравиться заниматься с ним.
  3. Иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.

Список литературы:

  1. Журнал «Логопед» № 5 2005 г.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998
  3. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа в ДОУ с семьей. М., 2004

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Познавательно-игровой проект "Учимся вместе, учимся играя"

Познавательно-игровой проект "Учимся вместе, учимся играя"...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....