ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ
консультация по теме

Герок Елена Юрьевна

Рекомендации для родителей по улучшению памяти и устойчивости внимания в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ»

Цель: Улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, улучшение памяти и устойчивости внимания. Время выполнения – от 5-10 до 20-35 минут в день. Длительность одного комплекса – 45-60 дней. Желательно делать перерыв (2 недели) между комплексами.

Комплекс № 1.

1. «Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Сначала от указательного пальца к мизинцу, затем наоборот. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь – сжатая в кулак рука – ладонь ребром – распрямлённая ладонь, выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднении ребёнок помогает себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.

3. «Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребёнка взять в обе руки по карандашу или фломастеру и рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).

4. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за левое ухою одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: правой рукой взяться за нос, а левой – за правое ухо.

Комплекс № 2.

  1. Постучать по столу расслабленной кистью сначала правой, а затем левой руки.
  2. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой, затем наоборот. Отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  3. Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счёт 1, 1-2. 1-2-3 и т.д.
  4. Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
  5. Вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
  6. По команде «Ухо!» взяться за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Взрослый не только подаёт команды, но и выполняет движения вместе с ребёнком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.
  7. Стоя сделать несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны, закрыть глаза, представить себе, что летишь, размахивая крыльями.


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«ИГРЫ ДЛЯ РАВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ»

1. «Испорченный хор». Один ребёнок (водящий) выходит за дверь, остальные выбирают какую-либо строчку из известной песни. Каждому достаётся по одному слову. Затем входит водящий, и игроки одновременно громко произносят каждый своё слово. Водящий должен отгадать название песни.

2. «Менялки». Дети садятся в круг, выбирают водящего, который встаёт и выносит свой стул за круг (стульев на один меньше, чем играющих). Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого светлые волосы, белые носки и т.д.». Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий пытается занять свободное место. Ребёнок, оставшийся без стула, становится водящим.

3. «Что изменилось?». Посмотрите на письменный или кухонный стол. Если там сейчас порядок, наведите временный беспорядок. Затем отвернитесь и постарайтесь как можно точнее воспроизвести всё то, что было на столе, как располагались предметы относительно друг друга. Хорошо, если вы попытаетесь это записать, а если умеете рисовать, то и зарисовать. Теперь попросите кого-нибудь внести изменения в расположение вещей на столе или же убрать со стола (или, наоборот, положить) какой-нибудь предмет. Посмотрите на стол и попробуйте без долгих размышлений ответить, что же изменилось. Вы можете увеличивать количество предметов на столе, убирать большее количество предметов (когда из 30 предметов убирают 5, их уже довольно трудно определить). Можно играть на скорость (кто быстрее назовёт убранный предмет).

4. «Одновременные дела». Упражнение выполнять одновременно с любым другим делом, при осуществлении которого ваши руки остаются свободными, например, разговаривая с кем-то, слушая интересную программу по радио, смотря телевизор или читая газету. Вам необходимо одновременно с основным делом рисовать 9не глядя на бумагу) поочерёдно крестики и нолики. Ваша задача – нарисовать как можно больше крестиков и ноликов (хорошая скорость – два элемента в секунду) и постараться не ошибаться в очерёдности крестиков и ноликов. Вы можете усложнить и это задание. Например, попробовать рисовать поочерёдно один крестик и два нолика и тоже постараться не сбиться. Через пять минут начните писать наоборот: два крестика и один нолик и т.д. (три на три, два на три). Попробуйте рисовать крестики и нолики аккуратно или определённого размера либо, например, нолик рисовать левой рукой, а крестик правой или наоборот. Рисование крестиков и ноликов можно заменить написанием различных цифр – это уже значительно сложнее. Вариантов упражнения множество, но задача остаётся прежней – научится распределять внимание между несколькими делами, выполняемыми одновременно.

5. «Вызови по имени!». Дети бегают, прыгают в произвольном порядке, предварительно разбившись на две команды. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично называется участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.

6. «Запомни свою позу!». Дети стоят в кругу или в разных концах зала, каждый должен встать в какую-нибудь позу и запомнить её. Когда зазвучит музыка, дети разбегаются, по окончании звучания должны вернуться на свои места и принять ту же позу.

7. «Запретная цифра». Дети стоят по кругу. Выбирается «запретная» цифра, например, 5, вместо произнесения которой участник хлопает в ладоши. Игра начинается, когда первый участник говорит «один», следующий продолжает счёт – итак до пяти. Вместо цифры 5 следующий участник хлопает в ладоши. Сказавший число 5 выбывает из игры.

8. «Запрещённое движение». Дети стоят лицом к ведущему и повторяют за ним движения под музыку. Выбирается одно движение, которое запрещено показывать, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры.

9. «Ручейки и озёра». Игроки стоят в колоннах с одинаковым количеством играющих в каждой. По сигналу «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях, оставаясь в своей колонне. На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги  озёра. Выигрывают те, кто построил круг раньше всех. Строиться в круг без команды нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию фонематических процессов, формированию артикуляционной гимнастики, высших психических функций

Упражнения по формированию артикуляционной моторики, по формированию фонематических процессов, высших психических функций....

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет

Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

Профилактика дисграфии посредством развития высших психических функций у детей с ОНР.

В данной статье показана система упражнений для развития  зрительного гнозиса и мнезиса, слухоречевой памяти, графо-моторных навыков и пространственной ориентировке. Недостаточная сформированност...

Профилактика дисграфии посредством развития высших психических функций у детей с ОНР.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР. Письменная речь- это зрительная форма устной речи. В ней происходит модуляция звуковой структур...

Буклет для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций"

В буклете рассматривается роль  1, 2, и 3 блоков мозга (по А.Р.Лурия)  в формировании и функционировании высших психических функций. предлагаются коррекционные упражнения для развития этих м...

Презентация для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций. Речевые нарушения как следствие нейропсихологических отклонений"

Рассматриваются признаки дизонтогенеза 1, 2 и 3 блоков мозга (по А.Р. Лурия) и игры и упражнения для развития этих мозговых структур...