Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.
статья

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

Психомоторное развитие ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_rebenka_na_chetvertom_godu_zhizni.docx14.05 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.

На четвертом годужизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это?, Загем?, Для гего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество» (К.И. Чуковский «От двух до пяти»). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.

Показатель правильного развития детской речи — появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, г, щ, л, р.

Каждый артикулярно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Так, например произношением звука ж ребенок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более легкие по артикуляции звуки: на д', потом на з', далее на з. Следовательно, в разные возрастные периоды слово жук будет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука ж ребенок будет еще какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить ж в связной речи, ребенок начнет употреблять его вместо звука з, произнося «жуб» вместо зуб. В таких случаях родители должны помочь ребенку (см. раздел «Речевой материал для устранения недостатков речи»).

Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название «возрастное косноязычие» или «возрастная дислалия».

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

 

0-1 год

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

А, У, И, П, Б, М

О, Н, Т", Д",Т, К, Г, Х, В, Ф

Й, Л", Э, С"

Ы, С, З, Ц

 

Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Р"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни....

"Речевое развитие ребенка на шестом году жизни".

Речевое развитие ребенка на шестом году жизни....

9. Речевое развитие ребенка на втором году жизни

Психомоторное  развитие ребёнка...

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни

Психомоторное развитие ребёнка...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:понимание речи;оценка речи по звучанию (звукопроизношение);фонематический слух;связная ...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 ГОДА ЖИЗНИ

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки, игрушки. Детей...

Конспект открытого занятия по ООД «Речевое развитие» с детьми четвертого года жизни "Подарок на день рождения"

Развитие связной диалогической речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр...