Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 ГОДА ЖИЗНИ
консультация

Муллагулова Лариса Шахабджановна

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки, игрушки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Памятка для родителей

КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 ГОДА ЖИЗНИ

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                          учитель-логопед

                                                                                                              Муллагулова Л.Ш.                                                                                                

г. Когалым

  2016г.

КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 ГОДА ЖИЗНИ

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки, игрушки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

           Выполнение двух- и трех- и четырехступенчатой инструкции: Возьми куклу и положи ее на диван. Подойди к маме, возьми ее за руку и подведи ко мне. Закрой глаза, хлопни в ладоши и топни ногой. Мне принеси книгу, себе возьми карандаши, сядь за стол и открой раскраску.

ОЦЕНКА РЕЧИ ПО ЗВУЧАНИЮ (ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ)

Общее впечатление от речи: внятная, невнятная. Произносит правильно свистящие (С, З, Ц) и шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ), к пяти годам появляются соноры (Л и Р). Замечает неправильное звукопроизношение у себя и у других.

ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

        Чтобы проверить сформированность лексико-грамматического строя речи, можно  использовать игры:

  • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
  • «Кто у кого?» — ребёнок должен найти изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
  • «Назови ласково»  — лиса – лисичка, утка – уточка, дерево-деревья и т.д.
  • «Один-много» — один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
  • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова.
  • «Скажи наоборот» - узкий-широкий, высокий-низкий и т.д.

Для выявления понимания назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

  • Чем рисует художник?
  • С помощью чего пришивают пуговицу?
  • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
  • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание: Положи мячик на стул, под стол, в коробку, между папой и мамой. Куда ты положил (а) мячик?

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

          Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

        Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «а, у, о, п, а, л, и, м, а», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «а».

        С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та;  зо-со; жа-ша.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

В этом возрасте ребенок должен уметь:

  • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
  • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
  • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
  • выразительно читать стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни....

"Речевое развитие ребенка на шестом году жизни".

Речевое развитие ребенка на шестом году жизни....

9. Речевое развитие ребенка на втором году жизни

Психомоторное  развитие ребёнка...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Одним из основных вопросов, который волнует родителей, соответствует ли уровень развития речи их малыша норме. Наиболее ответственные мамы и папы обращаются к квалифицированным специалистам, однако од...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:понимание речи;оценка речи по звучанию (звукопроизношение);фонематический слух;связная ...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5-6 ГОДА ЖИЗНИ

Для проведения диагностического обследования  дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 6-7 ГОДА ЖИЗНИ

Для проведения диагностического обследования  дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо...