Семинар для родителей "Самостоятельность и ответственность. Как воспитать?"
план-конспект занятия на тему

Бренчук Наталья Сергеевна

Конспект семинара является примером и многие моменты выделяются непосредственно в процессе и не прописаны в тексте.

Цель: помочь родителям выделить факторы, позволяющие сформировать у ребенка самостоятельность и ответственноть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_seminara.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинар-практикума

«Самостоятельность и ответственность. Как воспитать?»

Продолжительность 1,5-2 часа.

1. Приветствие.

Представиться самой и предложить представиться родителям (если людей не много).

Для того, чтобы иметь представление кто присутствует предлагаю немного поиграть.

Упражнение на приветствие:

- У кого дети от 3 до 4 – х лет поднимите правую руку.

- У кого дети от 4 до 5 лет поднимите руки и хлопните.

- У кого дети от 5 до 6 лет поднимите левую руку.

- У кого дети от 6 лет и старше поднимите руки и по махайте

- Кто легко проснулся утром,  скажите задорно ЭЭЭх (1, 2,3)

- Кому сложно было встать утром, скажем ООООх

Ну вот теперь мы немного знаем друг о друге. Теперь перейдем непосредственно к причине, которая нас сегодня собрала. А именно, сегодня у нас семинар- практикум на тему «Самостоятельность и ответственность. Как воспитать?».

Немного об организации:

Длительность – 2-2,5 часа

Перерыв через 1 час 15 минут на отдых, отдых 15 минут

Работа будет проходить в форме диалога, поэтому надеюсь на Ваше активное участие. Будут так же упражнения. Наше время будет отмерять будильник, он необходим, чтобы мы ориентировались во времени и не расплывались.

Просьба поставить телефоны на вибрацию или выключить.

При проведении семинар-практикума для оптимальной и эффективной работы предлагаю придерживаться следующих правил:

- не перебивать;

- у каждого есть свое мнение и его нужно уважать;

- высказывать свое мнение, мысли, идеи, они позволяют окружающим взглянуть на ситуации с другой стороны;

- дорожить своим временем и временем окружающих.

А теперь перейдем непосредственно к теме. Она состоит из 3 частей. Каких? Как Вы думаете?

(на планшете)

Самостоятельность                Ответственность                Формирование

  • Что такое самостоятельность?
  • Что такое ответственность?
  • Что необходимо, чтобы человек стал ответственным? А самостоятельным?
  • Может ли одно существовать без другого? Может ли человек быть самостоятельным, но не ответственным. Или ответственным, но не самостоятельным?

Итак, самостоятельность (дать самим ответить) – это способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

Этому можно научиться, это навык, особое умение человека.

Ответственность (дать самим ответить) – это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга).

Для формирования нужно:

  • Понять, что хотите от ребенка
  • Условия
  • Этапы

Теперь по порядку. Для того, чтобы понять, что Вам нужно от ребенка выполним следующее упражнение.

1. Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка. Беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей. Например: не хочет переодеваться; целыми днями смотрит телевизор; не убирает игрушки и т.д.

2. Посмотрите на список и отберите в отдельный перечень то, что имеет для ребенка, но никак не влияют на вас. Исключайте этот пункт из своего списка и включайте его в перечень того, что должно заботить вашего ребенка. Сломал чужую игрушку или свою. Не хочет одевать то, что ему дают. Не хочет есть то, что ему дают.

Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к вам. Например, из-за него родители других детей Вас пристыжают, или воспитатель. Болит живот, потому что нормально не ест, или болят зубы.

3. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на вашу жизнь и влияют только на его жизнь. Вот с ними и нужно работать.

Первый список те поступки, которые влияют только на жизнь ребенка, нужно оставить их только в его ответственности, они не входят в Вашу зону ответственности. Во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие. Вы как взрослый должны предоставить ребенку возможность решить эту ситуацию самому, при необходимости можно научить, на толкнуть на мысль.

Второй список, т.е. те поступки, которые влияют и на Вашу жизнь, это то, за что мы по большому счету и цепляемся, что создает нам неудобства, выставляет нас как не компетентных родителей, как бы грубо это не звучало. Именно эти поступки вызывают в нас чувство стыда, чувство вины и результат слова «не позорь меня», «ты, что не можешь вести себя нормально» и т.д. Например, есть семья, где на чавканье за столом не обращают внимания. И вот этот ребенок попадает в среду, где чавканье не приветствуется. И другие взрослые высказывают родителям такую фразу «Ваш ребенок чавкает». И тут родителям становиться стыдно и они его начинают поучать «не чавкай», «закрывай рот, когда жуешь», «сколько раз тебе говорить и т.д….».

А что ребенок? Какая реакция у него?

Есть несколько вариантов:

- агрессия

- вина и стыд

Получиться его перевоспитать? Если да, то как? Если нет, то почему?

Или например про ответственность и самостоятельность. Жил был ребенок до 4-х лет разбрасывал свои игрушки, а родители, бабушки и дедушки все за ним убирали. Тут ему исполнилось 4,5 и родители решили, что пора бы, чтобы он начал убирать свои игрушки.

Что произойдет?

Как отреагирует ребенок?

Почему? Что нужно сделать?

Или еще пример. Родители требуют, чтобы ребенок убирал свои вещи, содержал их в порядке, постоянно напоминают ему об этом, ругают, если забывает. Но что видит ребенок, он видит посуда стоит не мытая, папины носки валяются в зале, на журнальном столике куча непонятной бумаги и среди них важные документы на которых ребенок иногда рисует думая, что это просто листы, а его за это ругают.

Есть результат от напоминаний?

Что чувствует ребенок?

Почему нет результата?

Теперь мы знаем, что находиться в зоне нашей ответственности, а что находиться в зоне ответственности ребенка.  

А самостоятельность и ответственность формируется посредством чего? Через что?

Через правила и нормы.

Теперь что же делать дальше? Начать реализовывать или нужно создать почву?

И можем перейти к такой важной вещи, как условия.

Упражнение:

Объединитесь, пожалуйста, в группы по 5 человек и подумайте, какие условия необходимы для воспитания в ребенке самостоятельности и ответственности.

Условия:

  1. Собственное желание ребенка. Здесь нужно быть аккуратными так как не нужно ломать ребенка заставляя через силу, если нет желания нужно его создать.
  2. Престижность и привлекательность самостоятельности и ответственности. Подчеркивать в чем Ваш ребенок самостоятелен и выражать уверенность, что в ближайшее время он освоит новое умение.
  3. Препятствие. Его необходимо продумывать, т.е. предмет желания не должен быть легко достижим, нужны препятствия в соответствии с возрастом.
  4. Вознаграждение. Это способ сформировать у ребенка заинтересованность в достойном поведении. Поведение, которое приводит к желаемым последствиям, будет повторяться – это закон психологии. Другими словами, если человеку нравится то, что происходит в результате его поведения, то он будет склонен повторять соответствующие действия.

Но вознаграждения нужно использовать правильно. Имеются специфические принципы, которым требуется следовать:

- немедленное вознаграждения (подкрепления) (бессмысленно также обещать в июле подарить дочери к Рождеству новую куклу, если она будет поддерживать необходимый порядок в своей комнате). В силу уровня своего умственного развития большинство детей не в состоянии удерживать в памяти такие отдаленные во времени цели. Вознаграждение не обязательно должно быть материальным, это может быть похвала.

Похвала – что это такое? Лесть?

- игнорирование нежелательного поведения, например, ребенок хныкает, когда просит, что-то. Вы игнорируете его хныканье и просьбы, но что же делать?

- информировать ребенка об изменении Вашего поведения и подхода к его воспитанию. Например: «Из-за твоего хныканья, я не могу расслышать, что ты говоришь. Наверное, у меня так смешно устроены уши, что они ничего не слышат, когда ты хнычешь». 2-3 дня продержаться не меньше.

- замечать желательное поведение и отмечать его.

  1. Требования. Они должны быть понятны и просты. Т.е. если Вы хотите, чтобы ребенок убирал игрушки, нужно ему дать понять, как Вы хотите, чтобы это было, что где должно лежать и в какие сроки сделано. Но к этому вопросу нужно подойти гибко, например, машинки у нас ставятся в гараж и вместе с ребенком можно выбрать место гаража. Игрушки должны быть убраны до того как начнется передача спокойной ночи малыши (при этом необходимо предупреждать ребенка заранее когда нужно начинать и например завести песочные часы, вот время до начала передачи, успей).
  2. Наказание. О нем здесь нужно говорить условно. И если правило и норма приняты в семье, то родители так же должны нести наказание за не соблюдение. Так же наказание может быть естественным следствие. Например, вы говорите ребенку, что если он не убирает игрушки мама посчитает их за мусор (игра, мама не может отличить мусор от валяющихся игрушек) и выкинет (даете время на обдумывание и уборку и потом реализуете, что не убрано – выкинуто). Или, отказывается одевать шапку – наказанием будет то, что у него замерзнет голова или уши.
  3. Постоянство. Если уж взялись, то доводить до конца.
  4. Поддерживать схему поступок-последствие. Дать понять, что все поступки имеют последствия как плохие так и хорошие. Например, ребенок не хочет одевать и брать с собой варежки, когда Вы собрались гулять. Что нужно сделать? Во-первых, объяснить ему причину и следствие его поступка: если мы не возьмем варежки, то у тебя замерзнут ручки и нам придется пойти домой раньше. Во-вторых, если он настаивает, то не препятствовать и предупредить его, чтобы вы не берете варежки. В –третьих, действительно не брать варежки за ребенка. В-четвертых, когда замерзнет пойти домой, пусть и не доволен. Эффект появиться не сразу, в силу памяти, но пару раз и он запомнит, что варежки надо брать. Просто при повторении ситуации (2-й раз) напомните ему, что было в прошлый: помнишь позавчера ты не взял с собой варежки у тебя ручки замерзли и мне пришлось вести тебя домой, чтобы ручки не отвалились. Решай, будешь брать варежки сегодня или пойдем с голыми ручками.

Что здесь правило? За что ответственность несет ребенок? А за что родитель? Какое наказание?

  1. Терпение родителей и готовность, что результат появиться не сразу. Привычки сразу не меняются.
  2. Пример в лице родителей. Если Вы хотите что-то от ребенка, Вы должны демонстрировать, что сами этому следуете.
  3. Не подавлять инициативу к самостоятельности. Например, ребенок начал сам завязывать шапку, но мама или папа просто устали ждать и сделали все за него, быстренько завязали, быстренько побежали. Здесь важно проявить терпение и сдержать себя, а так же уверенность, что Ваш ребенок это может. А так же дать возможность проверить себя самому и исправить.
  4. Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы.

С условиями мы определились, теперь как же ребенка научить быть ответственным и самостоятельным. Объединитесь, пожалуйста, в группы по 5 человек и подумайте последовательность что и как делать.

Упражнение:

Этапы:

  1. Выбрать с чего начать, например, научить сначала ребенка самостоятельно одеваться.
  2. Понаблюдать за собой, проявляете ли Вы самостоятельность в данном вопросе. Если нет, то сначала выработать у себя привычку, а потом уже приступать к ребенку. Или можно формировать навык у Вас и у ребенка одновременно.

Что делать

пн

вт

ср

чт

Убирать свои бумаги

  1. Продумать требования, поощрения, наказание
  2. Продумать условия реализации
  3. Реализация:
  1. Ребенок делает вместе со взрослым, под контролем и по элементам («давай научу»)
  2. Ребенок самостоятельно выполняет отдельные элементы или полное действие под контролем («помоги»)
  3. Ребенок самостоятельно выполняет действие, взрослый наблюдает, при необходимости наблюдает («попробуй сам, если что помогу»)
  4. Ребенок делает все самостоятельно, взрослый только поощряет («ты сделал сам, спасибо!»)

На этом в принципе все. То что мы сегодня с Вами разобрали это примерный вариант, который необходимо адаптировать под каждого конкретного ребенка.

Единственное, я бы хотела сделать несколько замечаний:

  • Не самостоятельное поведение может быть следствием нежелания ребенка делать что-либо, а не потому что он не хочет учиться. Это уже вопрос к другому семинару «мотивы «плохого» поведения детей», который будет у нас следующим
  • Всегда помнить о подкреплении желательного поведения и по возможности игнорировать нежелательное поведение, не ругать, не пристыжать, а игнорировать.
  • Больше говорить о том как надо, а не о том, как не надо
  • И быть терпеливыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: Деловая игра «Тест «Ответственность»». (Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»). Подготовила и провела: Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е. Совместно с психологом Лукъяненко И.Л.

Семинар – практикум:Деловая игра «Тест «Ответственность»».(Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»).    Подготовила и провела:Воспитатель группы № 5Дуд...

Семинар для педагогов "Нормативно-правовые основы, регламентирующие ответственность работников образования за жестокое обращение с ребенком"

Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Понимая, что  дети  - самое  дорогое, что ес...

Семинар - практикум «Значение подвижных игр в жизни ребенка». Ответственный: Хасанова Г.С. воспитатель гр. «Фантазеры»

Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая детей, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства (Кафедра ответственного родителя) «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Методическая разработка посвящена взаимодействию с семьями воспитанников, для актуализации их участия в развитии, воспитании и обучении детей.Данная разработка является продуктом длительного изу...