" В мире звуков и слов"
консультация на тему

Для успешного обучения чтению ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_v_mire_zvukov_i_slov.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей : « В мире звуков и слов».

Как хорошо уметь читать! Многие родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным, образованным, начитанным, чем покорял всех окружающих. Современная школа диктует свои условия: «В школу должен прийти читающий ребенок!». Что же должен уметь ребенок, чтобы приступить к обучению чтению? Какими навыками должен обладать?

 Зрительно-пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы друг от друга, определять направление слева направо и сверху вниз. Зрительное внимание и память способствуют удержанию в памяти образа буквы и порядок ее написания. Слуховое восприятие необходимо для различения между собой звуков речи. Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

 - услышать и правильно повторить звук;

 - соотнести звук с буквой;

 - правильно подобрать букву к звуку;

 - написать букву и правильно прочитать ее.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

 - выделять звук из потока звуков, слогов, слов;

 - соединять звуки в слог;

- составлять из слогов слова;

 - из слов предложения.

В идеале учить читать ребенка должен специалист, но многие мамочки стремятся сделать это сами. Для успешного обучения чтению ребенок должен правильно произносить все звуки речи, поэтому, если нарушений звукопроизношения нет, можно начинать с 4 лет.

Предлагаю несколько советов для достижения положительных результатов: Начинайте знакомить ребенка со звуками с гласных (они «поются», тянутся, «гласят»). При их произнесении нет преград, воздух выходит легко и свободно. Сравните их с согласными (П), (Т), их нельзя пропеть, протянуть, их называют – согласные. При их произнесении во рту создается преграда (губы – М, губы-зубы – В, зубы - язык – С и т.д.).

Названия букв произносите кратко, как звуки – (б), (м), а не Бэ, Мэ. Учите ребенка слушать и слышать каждый звук и выделять его из потока других. Для этого можно использовать следующие упражнения: «Хлопни, если услышишь звук (а) среди других звуков, слогов». - Найди и назови картинки, в названии которых есть заданный звук. - Назови 3-4 слова со звуком (а) в начале. И так со всеми звуками. Познакомьте с буквой, обозначающей изучаемый звук. Звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем. - Какой звук я произнесла? - Найди нужную букву. На что она похожа? - Слепи букву из пластилина, нарисуй, выложи из крупы, палочек; - Сколько палочек нужно для этой буквы? Какие еще элементы необходимы? - Найди и покажи эту букву среди других; - Зачеркни все буквы А.

Учите слушать и определять место звука в слове. Для этого можно взять полоску бумаги, разделить ее на три части – начало, середина и конец слова соответственно. - Произнеси слово «аист». Какой первый звук в этом слове? (положить кружок красного цвета (гласный) в первую часть полоски. Согласные обозначаем синим (твердые) и зеленым цветом (мягкие).. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. - Легко ли понять друг друга, если мы будем говорить по звукам: «М-е-н-я-з-о-в-у-т-К-а-т- я». Мы так не говорим. Все звуки в нашей речи «дружат» между собой. Поэтому, когда мы читаем звуки не рассыпаются. Обучение чтению начинается с чтения слогов: открытых и закрытых. Все звуки нужно произносить слитно.

 - при открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй – ПА»;

 - при закрытом слоге: «Произнеси первый звук и, потянув его, произнеси сразу второй – АП». Запомните: - звуки (ж), (ш), (ц) – всегда твердые; - звуки (ч), (щ) – всегда мягкие; - звук (й) – мягкий согласный.

 Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного. Например: прочитали слово, попросите ребенка найти соответствующую картинку. Учитывая данные советы, прилагая усилия и терпение, ваш ребенок непременно овладеет навыками чтения.

Игра – бродилка «УЛИТКА» Чтобы изготовить игру берем лист картона, на котором рисуем контур улитки, вырезаем, раскрашиваем. В клетках «домика» рисуем или приклеиваем картинки с изображением разных предметов. Еще понадобится игральный кубик и фишки. Правила обычные- бросаем кубик и делаем ход.

Для малышей:

 вариант 1  Сделав ход громко и четко назвать предмет на картинке.

вариант 2  Назвать предмет и его цвет.

вариант 3  Рассказать, что можно делать с этим предметом (арбуз можно кушать, про зайку можно почитать книжку, елочку наряжаем в новый год и т. п.)

 Для старшего возраста

вариант 1 определить с какого звука начинается слово

 вариант 2 определить количество звуков в слове

 вариант 3 Определить сколько слогов в слове

 вариант 4  Составить предложение с данным словом. (Если бросить кубик еще раз, то выпадет сколько в предложении должно быть слов).

 вариант 5  Назвать все гласные звуки в слове

вариант 6  Найти, если есть, мягкий согласный звук в слове

вариант 7  Найти ударный слог

 Думаю, и Вы сможете предложить много вариантов этой игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Игра - тренинг "В мире звуков и слов"

Игра-тренинг для детей и родителей подготовительной подгруппы.Продолжать знакомить родителей с приемами работы по расширению словарного запаса, подготовке к обучению грамоте, развитию лексико-граммати...

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «В мире звуков и слов».

     Представленное пособие могут использовать как начинающие логопеды, так и логопеды со стажем, педагоги-психологи, родители, воспитатели в коррекционных группах. Пособие предн...

Памятка для родителей "В мире звуков и слов"

памятка для родителей о причинах нарушения звукопроизношения у детей...

Конспект образовательной деятельности по программе Е. В. Колесниковой «В мире звуков и слов» в младшей группе

Конспект  образовательной деятельностипо программе Е. В. Колесниковой«В мире звуков и слов» в младшей группе ...

План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комму...