Социально – психологические условия изучения страхов детей 5 – 6 лет
статья (старшая группа) на тему

Филиппова Ульяна Анатольевна
Социально – психологические условия изучения страхов детей  5 – 6 лет. 
 
Цель исследования: изучение особенностей детских страхов.
Объект исследования: страхи детей 5 – 6 лет, предмет исследования: процесс преодоления страхов детей 5  - 6 лет методами арт – терапии. 
В поисках средств решения поставленной проблемы была сформулирована гипотеза: наиболее успешными средствами коррекции детских страхов являются методы арт – терапии. 
Страх, одна из фундаментальных эмоций человека и возникает на действие угрозы. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений и многословности до полного оцепенения, когда ребенок полностью замирает и замолкает. 
Во многих источниках страх трактуется как первичная эмоция, вызванная надвигающейся опасностью и сопровождающаяся желанием спастись бегством. Остановимся на рабочем определении: страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительности, воображаемой или внушенной опасности, угрозы биологическому или социальному существованию.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filippova_statya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – психологические условия изучения страхов детей  5 – 6 лет

Ребенку века «новых технологий» приходиться бороться со множеством видов страхов, которые не испытывали его ровесники прошлого века. Компьютеры, компьютерные игры, планшеты, различные гаджеты, ежедневные сообщения о катастрофах, разрушениях, бедствиях которые видят дети с экранов телевизоров, фильмы ужасов, боевики, криминогенная остановка – все это формирует новую реальность в сознании современного ребенка. Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят.

Дети в таких условиях оказываются наименее защищенными так как организм и психика ребенка неустойчивы, легкоуязвимы. Дети очень восприимчивы  к условиям окружающей их среды и ее воздействию. Чувство неуверенности в собственной защищенности и благополучии может вызывать у него тревогу и различные страхи.

В последние десятилетия детскими страхам уделяется все больше внимания.  Исследования Л. С. Выготского, А. И. Захарова, О. А Карабановой, А. С. Спиваковской доказывают, что детские страхи серьезно затрудняют учебную, игровую деятельность ребенка, усложняют детско – родительские отношения, а также отрицательно сказываются на социальной активности и взаимопонимания ребенка со сверстниками и взрослыми. Однако многомерное изучение детских страхов, разнообразие и количество выполненных в данном направлении исследований отечественных и зарубежных ученых не снимает актуальности проблемы, в связи с глобализацией, общественно – политическими и экономическими изменениями, влияющими на жизнь взрослых и детей.

Цель исследования: изучение особенностей детских страхов.

Объект исследования: страхи детей 5 – 6 лет, предмет исследования: процесс преодоления страхов детей 5  - 6 лет методами арт – терапии.

В поисках средств решения поставленной проблемы была сформулирована гипотеза: наиболее успешными средствами коррекции детских страхов являются методы арт – терапии.

Страх, одна из фундаментальных эмоций человека и возникает на действие угрозы [1]. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений и многословности до полного оцепенения, когда ребенок полностью замирает и замолкает.

Во многих источниках страх трактуется как первичная эмоция, вызванная надвигающейся опасностью и сопровождающаяся желанием спастись бегством [4, 5]. Остановимся на рабочем определении: страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительности, воображаемой или внушенной опасности, угрозы биологическому или социальному существованию [7].

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. Во все времена страх сопровождал человека, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Именно страх учит людей бороться со стихией, позволяет избегать встречи с опасностью, знакомит человека с окружающим миром и его реалиями, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни.

А. И. Захаров считает, что каждому возрасту присуще свои страхи, которые отражают реальный путь развития самосознания человека [4].

В старшем дошкольном возрасте от пяти до семи лет формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.

 В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем как Змей Горыныч. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи Волка в младшем дошкольном и Крокодила - в старшем дошкольном возрасте [3].

Нарастание числа страхов начинается примерно с четырехлетнего возраста, и продолжается вплоть до начала обучения в школе, а то и дольше [8]. По мнению, Е.Е. Алексеевой, связано это прежде всего с интенсивным развитием эмоциональной сферы дошкольника [1]. Страх у детей проявляется непроизвольно и сопровождается чувством волнения, беспокойства и даже ужаса [7].

По мнению В. В. Абраменковой важнейший фактор духовного нездоровья современных детей – нарушение отношений в системе «ребенок – ребенок» т. е. в детской субкультуре в частности. С точки зрения З. Фрейда, чаще всего источником страхов выступает мать, тревожная по характеру и всего боявшаяся в детстве.

Тревожность и мнительность родителя разрушают у ребенка остатки уверенности в себе. Разговоры о пожарах, убийствах, стихийных бедствиях отражаются на детской психике. По вине родителей, часто возникает страх заражения, который чаще всего является реакцией на внушенную угрозу.

У детей, при выраженной тревожности родителей, изоляции ребенка от общения со сверстниками, большом количестве запретов и наоборот, нервно – психических перегрузках, испытываемых матерью при подмене семейных ролей, при отсутствии возможности идентификации с родителем того же пола возникают чаще всего внушенные страхи.

Основной источник страхов  лежит в сфере взаимоотношений между родителями и ребенком [6]. Если у детей существуют конфликтные отношения с родителями, если родители недостаточно эмоционально отзывчивы, то это приводит к возникновению у детей беспокойства, тревоги, страхов. С точки зрения А. С. Спиваковской одной из самых распространенных причин появления детских страхов также является неправильное воспитание ребенка в семье и сложные конфликтные семейные отношения [8].

Детские страхи могут понести за собой большое количество психологических проблем. Ребенок с внутренней тревожностью в дальнейшем начинает испытывать конкретный страх, что  ведет к заниженной самооценке, повышенной самокритичности, неуверенности в себе, это в конечном итоге может привести к снижению продуктивности мышления, навязчивым мыслям и образам, эмоциональному дискомфорту и, как следствие социально – психологической дезадаптации (стресс, невроз, расстройство личности) [4].

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.

Для коррекции детских страхов нам потребовалось провести исследование с целью изучения детских страхов. В исследовании участвовали дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 201 «Островок детства» г. Чебоксары в количестве 50 человек. Возраст испытуемых 5 – 6 лет.

В исследовании мы применяли следующие методики: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой;  «Паровозик» С.В. Велиевой; «Кактус» М.А. Панфиловой.

По результатам исследования по методике А. И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой) у 80% испытуемых выявлено большое количество страхов. Остальные 20% имеют среднее количество страхов.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх страшных снов (100%). На вопрос, какие именно сны дети считают страшными, каждый из них отвечал по  - разному («монстры», «зомби», «страшилища», «ведьмы», «Баба  - Яга», пожар, авария, и т.п.).

Страхи, которые занимают второе место, имеются у 96% опрошенных: 1) страх смерти, как родителей, так и своей; 2) страх огня, пожара. Некоторые из детей, когда слышали слово «пожар» делали очень испуганный вид, съеживались.

Небольшое количество детей (20%) испытывают страх, когда находятся в замкнутом пространстве. Страх опозданий не выявлен ни у одного ребенка, это можно объяснить возрастными особенностями.

Таким образом, по выявленным показателям было определено, что большинство респондентов боятся страшных снов, а также пожара, огня и  смерти, как своей, так и родителей.

Так же в ходе исследования, были выявлены дети с негативным и позитивным психическим состоянием по методике С. В. Велиевой «Паровозик».

Негативное психическое состояние низкой степени было выявлено у 10% испытуемых, остальные 90% имеют позитивное психическое состояние. Негативное психическое состояние средней и высокой степени не выявлено.

Таким образом, по выявленным показателям, можно сделать вывод о позитивном эмоциональном состоянии большинства испытуемых.

По результатам графической методики «Кактус» М. А. Панфиловой была исследована эмоциональная сфера каждого из испытуемых. В ходе, которой, было выявлено два ведущих качества: агрессия, наличие чувства семейной общности и стремления к домашней защите у 90% испытуемых. Скрытность и осторожность не выявлены ни у одного респондента

Демонстративность и открытость выявлены у 66% испытуемых; импульсивность   - 60%; эгоцентризм и стремление к лидерству – 50%; неуверенность, зависимость – 40%; тревога и интровертированность – 80%; женственность – 26%; экстравертированность – 16%; оптимизм – 10%.

Таким образом, по выявленным показателям, было определено, что у большинства испытуемых ярко выражены агрессия, тревога и стремление к домашней защите.

В соответствии с полученными результатами диагностики был проведен целый цикл коррекционных мероприятий. Коррекционная программа разработана на основе трудов Зинкевич – Евстигнеевой, Копытина, Малкиной – Пых. Программа коррекционных занятий состоит из 16 занятий по 30 минут, занятия проводились 3 раза в неделю.

По результатам диагностики были выявлены некоторые изменения эмоционального состояния группы испытуемых. По методике А. И Захарова «Страхи в домиках» боязнь страшных снов снизилась со 100% до36%, страх умереть снизился до 30%, боязнь огня и пожара до 36%, а страх смерти родителей до 46%, страх сказочных персонажей уменьшился до 40 %, остальные изменения по данной методике показали динамики уменьшения, но не в высоком процентном соотношении. По методике «Паровозик» С. В. Велиевой негативное психическое состояние низкой степени снизила свои показатели с 10% до 6%. А по методике «Кактус» М. А. Панфиловой значительно снизились показатели агрессивности до 60%. Таким образом, можно говорить о том, что коррекционные занятия с детьми приносят хорошие результаты, но требуют более продолжительного количества занятий.

В ходе написания научно-исследовательской работы, была достигнута цель, а так же были решены все поставленные задачи. Гипотеза исследования о том, что использование в коррекции арт – терапевтических методов  позволит снизить количество страхов у детей старшего дошкольного возраста была доказана. Методы арт – терапии помогают детям дать выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, учит перестраивать свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексеева, Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2(29). – С. 58 – 61.
  2. Велиева, С.В. Пути изучения измерения психических состояний: учебно – методическое пособие / С. В. Велиева. – Чебоксары: РГСУ филиал в г. Чебоксары, 2005.
  3. Герасимова, Т.А. Организация и содержание коррекционно – профилактической работы по преодолению страхов у детей старшего возраста / Т.А. Герасимова, С.В. Уткина // Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социально – психологических и психолого-педагогических исследований в системе образования: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. - Иваново, 2004. - С. 98 – 99.
  4. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 2004.
  5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - 2 – е изд. - СПб.: Питер, 2008.
  6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основа семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М., 2006.
  7. Орлов, А.Б. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов / А.Б. Орлов, Л.В. Орлова, Н.А. Орлова // Вопросы психологии. - 2011. -№ 3. -  С. 17 – 32.
  8. Спиваковская, А.С. Популярная психология для родителей / А.С. Спиваковская. - СПб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

Презентация и доклад  для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...

Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»

Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы...

Социально-психологические условия развития речи.

Сатья посвящена  развитию речи детей, созданию условий для это сложного процесса. Описаны этапы становления речи и возрастные мотивации, стимулирующие эти этапы. Материал полезен родителям, логоп...

Социально - психологические условия изучения страхов детей

Презентация о результатах диагностики страхов детей старшего дошкольного возраста...

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

ldquo;Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе. Описание:Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психол...

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета. Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компонен...

Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО

Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО...