"Учимся играть с матрешкой"
консультация (младшая группа) на тему

Обучающий материал по использованию матрешки в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Матрёшка - не только украшение или сувенир,  но что она - прежде  всего  игрушка для детей.  Причём, очень полезная игрушка.  Её педагогической ценности может позавидовать любое  современное  пособие.  Эта замечательная народная  игрушка  имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический  дидактический материал,  как  подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины,  сравнивать предметы по высоте,  ширине,  цвету и объёму. Всё это, конечно же,  способствует  координации  руки  и глаза, развивает  восприятие  и  мышление маленьких детей.

Но чтобы матрёшка имела развивающий эффект, недостаточно просто дать ее в руки ребёнку.  Необходимо открыть её замечательные свойства и научить детей играть  с  ней.  Мы хотим предложить вам возможные варианты игры с матрёшкой,  в которые вы можете поиграть с детьми.

Для этого вам понадобится многоместная матрёшка,  включающая 10-12 предметов.  При его отсутствии   можно   использовать  2  набора обычных пятиместных матрёшек.  Пригодятся также палочки,  кружочки или кубики разной величины. Очень важен момент первого знакомства с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например, так.

Усевшись за  столик  вместе с детьми,  вы торжественно достаёте большую матрёшку и восхищаетесь её  красотой: "Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёша. Какой у неё платочек, какие щёчки..." Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку  в руки и удивлённо говорите: "Что-то она тяжёлая,  и гремит. Может там что-то есть внутри? Давай посмотрим!" Открывая матрёшку,  вы вместе с  детьми  как  заклинание  произносите  слова: "Матрёшка - матрёшка, откройся немножко!" Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть,  чтобы усилить ожидание и любопытство детей.

Открыв большую  матрёшку и обнаружив в ней другую,  вы естественно удивляетесь и рассматриваете её вместе  с  детьми, как и первую.  Поставив две матрёшки рядом,  предложите детям сравнить их.  Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у  маленькой,  какого цвета фартук у большой.  Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые,  а  по  размеру  разные. После этого   предложите  узнать,  не  спрятался  ли  в  новой матрёшке ещё кто-нибудь.  Под те же слова ("Матрёшка-матрёшка, откройся немножко")    пускай   появится   следующая,   третья матрёшка. Поставьте её рядом и  сравните  с  предыдущими.  Так продолжается до тех пор, пока все матрёшки не выйдут. Выстроив их в ряд по росту,  обратите внимание детей на то, что каждая матрёшка одета по своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую  голову.  После  такого  знакомства начитается игра в детский сад.

Объясните детям, что матрёшки, как и дети, ходят в детский сад,  но только большие пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую.  Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для  старшей и младшей группы и предложите отвести каждую из матрёшек  в  подходящую  группу  -  пусть  это  решает  сами дети. Если  они  перепутают,  поставьте  две  матрёшки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрёшки попадут в соответствующие группы,  подведите итог, т.е. подчеркните, что высокие матрёшки попали в старшую группу,  а ростом поменьше - в младшую. Они ещё маленькие. Вот подрастут, и тоже пойдут в старшую. "А теперь пусть наши матрёшки пойдут гулять – предлагаете вы, - Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы". Попросите детей сначала собрать на прогулку,  т.е. построить по росту,  старших  матрёшек.  Потом  нужно для каждой старшей матрёшки найти соответствующую пару в младшей группе.  Предложите малышу взять самую большую матрёшку,  пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару -  самую  большую  среди маленьких. Когда они выберут подходящую пару для большой,  попросите отвести обеих матрёшек на другой край стола,  где у вас будет детская  площадка.  Первая пара уже пошла гулять,  а вам нужно подобрать следующую,  т.е.  выбрать вторую  по  величине матрёшку в старшей и младшей группе. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрёшки гуляют по столу: прыгают, поют  и пр.

На "прогулке"  можно устроить игру в прятки.  Маленькие матрёшки пусть попросят более крупных спрятать их,  а остальные ищут пропавших подружек.  Убедитесь вместе с детьми, что спрятаться в матрёшке может только та,  что меньше  ростом,  а более крупная в маленькую не поместится.

После прогулки матрёшки с помощью детей опять выстраиваются парами и возвращаются в детский сад,  где их зовут к медсестре измерять рост.  В качестве ростомера можно использовать пирамидку с  одним колечком,  которое свободно перемещается по стержню. Пусть дети ставят матрёшки на  ростомер,  начиная  с самой маленькой,  а вы опускаете над их головами колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно использовать цветные карандаши,  подбирая их в соответствии с цветом каждой матрёшки. Спросите детей, какая из них самая высокая, какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая и т. д.

После этой процедуры приходит время обедать. Вы достаёте набор тарелок - кружочков разной величины в соответствии с количеством матрёшек  и предлагаете детям подобрать для каждой подходящую тарелочку - самую большую - для самой высокой матрёшки, чуть  поменьше  для следующей и пр.  Здесь уместны разные шутки - например,  маленькая матрёшка захотела поесть из большой тарелки,  а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает маленькую порцию. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3  матрёшки, а  кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов, вы вместе с детьми всё же наводите  порядок, и каждая матрёшка съедает свой обед.

После обеда,  естественно, нужно поспать. В качестве кроваток можно  использовать бумажные полоски или квадраты разной величины, в соответствии с размерами матрёшек.  Они опять разделяются  на  две  группы  - старшую и младшую - дети отводят каждую группу в свою спальню,  где выбирают для них  кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. Здесь опять же матрёшки могут покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за одного  места,  или большая захочет залезть в маленькую кроватку.  С вашей помощью матрёшки  могут иногда исчезать.  Обнаружив  вместе с детьми пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из них спрятался и нужно догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными,  дети сами должны определить рост пропавшей матрёшки - из какой она группы, ближе  она к самой большой или самой маленькой,  где самые близкие к ней по росту. Когда они смогут приблизительно определить рост исчезнувшей матрёшки, она вдруг появится и извинится за непослушание.

После сна матрёшки опять выстраиваются и отправляются парами на прогулку. Если вы  играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары одинаковых матрёшек из каждого набора. В этом случае  дети должны подобрать для каждой матрёшки подругу того же роста.  Перемешайте все  два  набора  матрёшек  и предложите выстроить их парами по росту. Разговаривая от имени каждой матрёшки, просите детей найти ей пару. Сначала они будут сравнивать руками, а потом научатся делать это на глаз.

Вы можете придумать и другие сюжеты.  Важно показать, что все матрёшки с одной стороны похожи,  что  они  "родственники" или подружки, а с другой стороны - они разные и могут вступать в различные отношения - дружить,  ссориться, мириться, старшие могут заботиться о младших или,  наоборот, обижать их, а младшие могут демонстрировать свою неопытность и наивность.

После игры не оставляйте матрёшку для свободного  пользования, пока  дети  не научатся играть с ней осмысленно.  Если эта замечательная  игрушка  будет  просто  стоять на полке, дети быстро утратят к ней интерес, а её отдельные части будут разбросаны  и  быстро  растеряются.

В первых играх с матрёшкой ваше участие совершенно необходимо! Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол,  дать  им характер, сделать весёлыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны заразить детей  интересом  к игре и вовлечь в воображаемую ситуацию.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить детям больше свободы и чаще побуждайте  их  подумать.  Не  торопитесь говорить за них то,  что они могут сказать сами. Если они допускают ошибку, помогите им наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите детям построить свой "матрёшечный" мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Учимся играть с матрешкой»

Цель: оказание помощи родителям в овладении разнообразными развивающими играми с матрешкой...

Рекомендации для родителей "Учим малышей играть с матрешкой"

В данном материале представлены рекомендации родителям  для совместной  игры с матрешкой, загадки и стихи о матрешке....

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...