Проведение родительского собрания
консультация (младшая группа) по теме

Мартьянова Марина Валентиновна

В помощь воспитателям проведения родительского собрания для ознакомления родителей по развитию речи детей данной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания во 2 младшей группе.

Тема: «Развитие речи младших дошкольников».

Форма проведения: семинар-практикум с использованием слайдов. 

Цели: раскрытие значения речи во всестороннем  развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей  в педагогический процесс и жизнь группы.  

Участники: родители

Способы:

I Подготовительный этап

  1. Приглашение родителей на собрание.
  2. Анкета для родителей (прил.1).
  3. Изготовление памятки для родителей «Развитие речи ребёнка» ( прил.2)
  4. «Игры и упражнения на развитие речи младших дошкольников» (прил.3)

Средства:

II Организационный этап

   1.Оформление выставок:

  • книги детских писателей;
  • картины по обучению детей 3-4 лет рассказыванию;
  • методическая литература по теме родительского собрания;
  • «Что читаем» детская художественная литература;
  • иллюстрации художников - сказочников, картины природы.

2. Маски-шапочки для инсценировки сказки «Теремок».

3. Проектор, интерактивная доска.

4. Раздаточный материал: круги красного и зелёного цвета.

Ход  родительского собрания

III Вступительный этап

    Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мне  хочется начать со следующих строк. (слайд 1)

       Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

        Бежит среди  камней чиста, нетороплива,

        И ты готов внимать её поток

        И восклицаешь: - О! как же ты красива!      Е. Щукина.

 Игра «Вопрос – ответ».  

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно видеть заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем  родителям, которые считают. Что его ребёнок говорит внятно, чисто, правильно.

Посмотрите, как мало рук.  Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.

- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома читает детям стихотворения, заучивает их; читают  сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашем зале не так много родителей, которые постоянно знакомят  детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руки те родители, которым тема  нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребёнка 3-4 лет.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи весьма значима.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших  познавательных процессов человека – речь. Тема нашей встречи: «Развитие речи младших дошкольников». (слайд 2)

 Для продуктивного знакомства предлагаю ответить на некоторые вопросы

(слайд 3)

  • Продолжите фразу: « Я мама (папа)…..(имя ребёнка)».
  • Ему….(возраст)».
  • Продолжите фразу: « Мой ребёнок начал говорить….»

Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка.  Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 9 месяцев до 1года 2 месяца. Это является физиологической нормой.

IV Основная часть

Педагогический всеобуч  «Совсем немного науки»  

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

  • Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения  с взрослыми и сверстниками;
  • Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основу  речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Хорошо развитая   речь ребёнка способствует успешному обучению речи. Нарушения речи  отражают на формирования детского характера, т. к. не исправленный вовремя дефект делает ребёнка  неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать к творческому  отношению к речи.

Вышел приказ Министерства образования и науки России от 17. 10. 2013года  № 1155 « Об  утверждении Федерального  Государственного  стандарта Дошкольного образования»

Содержание программы должно обеспечивать развитии личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей  (образовательные области):

(слайд 4)

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательно-речевое;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Задачи речевого развития по Федеральным Государственным Образовательным  Стандартам дошкольного образования:

Речевое развитие включает владению речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной  диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и  интонационной  культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения  грамоте.

Таким образом, исходя из перечисленных задач, чему мы должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста?

         (слайд 5)  

  • Формированию звуковой культуры речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формированию грамматического строя речи.
  • Обучению рассказыванию, связной речи.
  • Развитие выразительности речи.  

Работа по развитию речи в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: игровой (театрализованные, сюжетные, подвижные, игры с правилами),  художественно-эстетической, чтение х/л, трудовой, двигательной, познавательной, коммуникативной(развитие речи), продуктивной; на прогулке, в режимных процессах, непосредственно организованной деятельности. Везде сопровождается речь.

Дети очень общительны, в одиночестве они чувствуют себя несчастными. Так давайте вместе подпитывать  их положительными эмоциями, больше общаться. Показать, что мы их любим, что они нам дороги. А в помощники возьмём–природу. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы можем: (слайд 7).

  • Поговорить о погоде (какое небо, куда дует ветер)
  • В какую одежду мы одеты
  • Какое сейчас время года
  • Понаблюдать за пролетевшими птицами, за их повадками
  • Поискать приметы времени года
  • Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений
  • Загадать загадку и найти отгадку
  • Почитать стихотворение, вспомнить песенку
  • Познакомить с народными пословицами и приметами
  • Поиграть с ними в игру ( «С какого дерева листок», « Найди дерево по описанию» и др.)

Таким образом, взрослые должны видеть окружающий мир, чтобы научить ребёнка видеть его.

Экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь ?» (варианты ответа)

  • Общаться друг с другом
  • Писать письма
  • Благодарить дорогих людей (маму, папу, дедушку, бабушку)
  • Быть успешным в работе
  • Выражать свои мысли
  • Рассказывать прекрасные стихи
  • Петь задушевные песни

Выберите из предложенного перечня факторы успешного развития ребёнка и объясните свой выбор.

(слайд 6)

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой  моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.  

6. Игры с ребёнком взрослых и детей. (обсуждение)

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствует о владения родного языка, его грамматическим строем, но и показывает его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен вести себя. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Как сделать чтение интересным

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать?

Задайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтение задайте различные вопросы, н-р, «Если бы Алёнушка с Иванушкой пошли за водой с ведёрком, то какого цвета было у них ведро? А если пошли бы за водой в гору, то какой высоты была гора, как муравейник или с трёхэтажного дома?»  

Озвучьте  рассказ. Подумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

Изобразите прочитанное произведение. Если вашему ребёнку наскучило  чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек знакомой сказки, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научить принимать решения в различных ситуациях.

Игровая  мини-программа  

  1. Совместная  исценировка сказки «Теремок».
  2. Совместная игротека «Давайте поиграем».

«Подбери слова» - подобрать эпитеты к словам:

-  «снег» ( белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, хрустящий, скрипучий);  

- « человек» ( замечательный, вежливый, доброжелательный, открытый, сердечный, предусмотрительный, предупредительный)

«Положительный пример» - старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы подать ребёнку пример.

Ситуация 1 Вы забыли ключи от дома. Вам хочется от досады ударить входную дверь, обвинить случившимся кого-либо. Вместо  этого скажете «Как жаль, что я забыла  ключи и мы не можем попасть домой. Давай поиграем в слова и подождём, пока  папа придёт с  работы и откроем дверь».

Ситуация 2 Малыш рассыпал банку с крупой. У вас резко портится настроение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо этого скажите: «Хм, я только что убрала и не выношу грязный пол. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь».

Ситуация 3 Вас подрезали на дороге. Вам хочется посигналить, опустить стекло, выглянуть из окна и начать ругаться. Вместо этого:

«Фу-ф, я так разозлилась и испугалась. Когда эта машина пронеслась перед нами. Иногда я злюсь, когда мне страшно, а ты?».

V Подведение итогов

Решения родительского собрания:

1.Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия с ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с  мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные мелки, фломастеры, краски, карандаши.

3. Больше бывать с ребёнком на прогулке, знакомить детей с красотой и многообразием природы.

4. Изготовить костюмы для сказки «Колобок», помощь к подготовке разных видов театров.

Рефлексия.

Перед вами яблонька. Её нужно украсить красивыми шарами (яблочками). Если вам понравилось наше собрание, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте  яблоньку красными шарами (яблочком). Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте  яблоньку зелёными яблочками.

Приложение 2    Памятка «Развитие речи ребёнка»

  • Знакомьте детей с телом. Учите называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
  •  Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
  • Учите детей называть узнавать различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
  •  Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами, с окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
  • Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Уметь различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь;  правильно называть их и знать, где они растут.  
  • В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки), н-р, василёк – красивый, великолепный, полевой.
  • Вместе с детьми образовывайте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул– стульчик, флаг – флажок.
  • Приучайте выражать просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
  • Формируйте у детей умение отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Приложение 3 Игры и упражнения на развитие речи у младших дошкольников

“Чей это голос?”

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.

— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)

— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.

 — Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

— Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. (“Лягушонок, иди ко мне”, “Утенок, поиграй со мной”.)

— В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

— Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.

— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку... — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку).

 — Послушай слова “кукууушка”, “петууух”, “ууутка” (голосом выделяется звук “у”). В этих словах есть звук “у”.

— От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

— Например, детям читается русская народная песенка “Курочка-рябушечка”. Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:

— Курочка-рябушечка, куда идешь?

 — На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем идешь?

 — За водой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

 — Цыплят поить. Они пить хотят.

— На всю улицу пищат — пи-пи-пи!

— Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

— Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

— Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы “что это?”, “кто это?”, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (“какой?”), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (“что делает?”, “что с ним можно делать?”). Такое обучение проводится в играх “Что за предмет?”, “Скажи какой”, “Кто что умеет делать?”.

“Угадай игрушку”

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: “Это... (заяц, лиса, утенок)”. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: “Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко”. Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

“Про кого я говорю”

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: “Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней”.

“Скажи какой”

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их (“Это груша”), а ребенок называет признаки (“Она желтая, мягкая, вкусная”. “Это помидор”. — “Он красный, круглый, спелый, сочный”. “Это огурец”. — “Он... продолговатый, зеленый, хрустящий”).

“Исправь ошибку”

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

“Кто больше увидит и назовет”

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

“Что напутал Буратино?”

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: “У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит “мяу!”. “У зайца маленькие ушки, он зеленый”. “У кошки колючая шубка”. Ребенок исправляет неточности.

Какая кукла”

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: “Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)”.

— От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре “Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?”; “Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?”).

“Сравни кукол”

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.

— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)? — Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Алгоритм подготовки и проведения родительского собрания (родительский клуб).

предлагаю вашему вниманию алгоритм подготовки и проведения родительского клуба...

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему "Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка".

Тема: «Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка».Форма родительского собрания – круглый стол.Цель общая:  Типичные профили родительского отношения, влия...

Конспект проведения родительского собрания "Родительский авторитет в воспитании детей"

Родительское собрание (форма круглый стол) на тему "Родительский авторитет в воспитании детей"...