Проект "Взаимодействие детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
проект на тему

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Задача педагогов, воспитателей помочь родителям  детей  с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети  не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_proverku.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа родителей»

Взаимодействие детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для  развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта

В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в  обществе.

Работа с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации.

В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами

На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.

Задача педагогов, воспитателей помочь родителям  детей  с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети  не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Проблема, на которую направлена реализация проекта

Проблема взаимодействия детского сада и семьи является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогике. На данном этапе на первый план выдвигается создание условий для установления партнерских отношений между педагогами и родителями. Порой родители не хотят видеть и принимать реальную ситуацию, идут на конфликт с педагогами, игнорируют требования,  рекомендации педагога, не хотят принимать помощь  или просто не интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Поэтому особую значимость приобретает внедрение в систему образования эффективных методов и форм работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

Анкетирование среди родителей нашей группы показало, что большинство из них недооценивает значимости сотрудничества семьи с дошкольным образовательным учреждением, поэтому и для наших специалистов проблема сотрудничества с семьями воспитанников актуальна.

Тип: практико-ориентированный

Вид: долгосрочный

Цель проекта: разработка и реализация системы взаимодействия детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать проблему организации взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
  2. Изучить особенности использования форм работы с семьей;
  3. Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей (по установлению партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, по привлечению внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ОВЗ).
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду в группе.

Участники проекта:

  • Воспитатели;
  • Дети;
  • Родители.

Принципы реализации проекта:

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;
  • Единое внимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Гипотеза: взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективней, если:

-система работы с семьей дошкольника будет иметь комплексный характер, что обеспечивается через оказание интегрированной поддержки родителям;

-предметно-развивающая среда в группе и дома будет соответствовать психофизическим особенностям детей.

Индикаторы и целевые показатели:

  • Создана картотека методической литературы;
  • Подобран пакет диагностических методик по определению особенностей взаимодействия ДОУ и семьи;
  • Разработан и апробирован план работы с семьей по развитию различных компетенций;
  • В процессе работы с родителями используются разновариантные организационные формы работы («Клуб для родителей», временный творческий коллектив, «Школа родителей»);
  • В группе создана богатая предметно-развивающая среда;
  • 40% родителей выступают равноправными партерами в коррекционно-образовательном процессе.

Механизм оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование среди родителей.
  2. Анализ реализации плана по работе с семьей.

Этапы реализации проекта

Этап

Срок

Содержание

Подготовительный

сентябрь 2014 года

Изучение методической литературы и создание картотеки согласно тематике проекта.

Проведение установочного родительского собрания.

Анкетирование родителей.

Проведение диагностики. Составление перечня необходимого оборудования. Создание творческой группы по разработке основных мероприятий проекта. Разработка плана по работе с семьей на текущий учебный год.

Основной

октябрь 2014 года

апрель 2015 года

Систематизация действий по созданию предметно-развивающей среды, организация взаимодействия с родителями, организация игрового взаимодействия с детьми.

Аналитический

май 2015 года

Анкетирование среди родителей, анализ диагностических данных. Анализ выполнения плана работы с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье

Родителям детей с ограничеными возможностями здоровья просто необходимо знать, как правильно воспитывать и развивать ребенка в семье. Данный материал поможет вам ответить на интересующие вопросы по эт...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду

Полезные советы родителям в период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Тезисы "Условие создания единого пространства развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья"

Закон об образовании в РФ трактует «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть качественным».ФГОС ДО определяет – инклюзивное образование как обеспечение ра...

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...