Рекомендации родителям по чтению детям старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему

Шакирова Жанна Ивановна

Консультирование и рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по чтению художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_po_chteniyu.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:



Консультации для родителей по чтению книг дошкольникам

 В наше время многие дошкольников уже умеют читать, но это совсем не означает, что родители должны прекратить чтение вслух своим детям. Кроме того, что совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка: сказывается положительно на обогащение словарного запаса, развитии речи и аналитических способностей.

Для того, чтобы чтение было не просто тратой времени, а интересным и полезным занятием для ребёнка важно следовать нескольким правилам при выборе книг и во время чтения:

  • Сделайте чтение ежедневным ритуалом и не пропускайте его, за редким исключением. Пусть вашим девизом станет: «Ни дня без книги!». Внимательно отнеситесь к выбору места для чтения. Позаботьтесь, чтобы и вы, и ребёнок чувствовали себя уютно — расположитесь удобно на кресле, диване или на кровати. Постарайтесь, чтобы у вас было достаточно света.
  • Выбирайте книги разных жанров. Пусть в вашей библиотеке будут и книги-повести с главами, и сказки разных народов, и рассказы и повести о животных, юмористические рассказы. Позвольте ребёнку принимать участие в выборе книг. Старайтесь познакомить его с разными жанрами, но при этом покажите, что вы учитываете его интересы.
  • При выборе книг обращайте внимание не только на текст, но и на иллюстрации. Пришло время познакомить ребёнка с известными художниками-иллюстраторами (Владимирским, Чижиковым, братьями Траугот, И.Олейниковым, Е.Антоненковым, М.Бычковым, А.Ломаевым).  Обратите внимание ребёнка, что к одной и той же книге существуют иллюстрации, нарисованные разными художниками. Если есть возможность, сходите с ребёнком в библиотеку, если нет – рассмотрите разные иллюстрации к одной книге в интернете.
  • Пусть в библиотеке дошкольника будет несколько книг с чёрно-белыми иллюстрациями, в которых текст преобладает над рисунками.
  • Перед чтением новой книги позвольте ребёнку познакомиться с ней:  рассмотреть обложку, иллюстрации. Пусть ребёнок сам прочтёт название книги, имя автора.  Обсудите с ним, о чём может быть эта книга, к какому жанру она относится. Спросите ребёнка, помнит ли он какую-нибудь другую книгу этого автора, которую вы уже читали.  Также обратите внимание на иллюстрации, напомните ребёнку, с какими книгами с иллюстрациями этого художника вы уже знакомы. Вас может удивить, что ребёнок сам узнает рисунки любимого художника.
  • Дети дошкольного возраста обладают способностью воспринимать чтение на слух, поэтому, сначала читайте ребёнку текст, а уже потом показывайте иллюстрацию, соответствующую тексту.
  • Не торопитесь при чтении книг, читайте выразительно, с интонацией, но не переигрывайте.
  • Во время чтения позволяйте ребёнку прерывать вас, задавать вопросы, анализировать происходящее.
  • Побуждайте ребёнка спрашивать у вас значения незнакомых ему слов. Если вам кажется, что ребёнку не понятно, что вы ему читаете, остановитесь  и спросите его об этом. При необходимости перескажите прочитанное своими словами.
  • Обращайте внимание ребёнка на устойчивые выражения и фразеологические обороты, которые встречаются в книге. Приведете ребёнку пару примеров на данный фразеологический оборот, попросите его самому придумать пример. На следующий день напомните ему о новом выражении, предложите употребить в речи. Такие вот паузы-отступы от чтения не должны занимать много времени, 1-2 минуты максимум.

Обсуждение прочитанного, работа с книгой

После того, как вы прочтёте с ребёнком ту или иную книгу (главу из книги, рассказ), вы можете задать ему несколько вопросов по содержанию книги, о том, какие выводы он сделал после почитанного. Обычно дети с удовольствием отвечают на такие вопросы. Вы даже можете заранее приготовить для ребёнка вопросник с вариантами ответов, наподобие тестов, или какие-то другие задания по книге. Кроме ответа на вопросы, обсудите с ребёнком содержание книги, спросите, понравилась ли ему книга, как он оценивает поступки главных героев, на кого из героев он хотел бы походить.  Попросите ребёнка пересказать своими словами содержание книги. Если ему покажется скучным это занятие, попросите ребёнка на следующий день рассказать о прочитанной книге папе или бабушке. Пересказ прочитанного развивает у детей память, навык логичного и последовательного изложения, устную речь. Пофантазируйте с юным читателем о том, что могло бы произойти с героями книги в дальнейшем. Если ваш ребёнок любит рисовать, попросите его нарисовать иллюстрации наиболее запомнившихся ему моментов. Это занятие может надолго заинтересовать ваше чадо (например, нет ни одной книги, к которой моя дочка не нарисовала бы иллюстраций).

Кроме обсуждения прочитанного вы можете обыграть с ребёнком сюжет книги.  Если действие книги происходит в какой-то стране, вы можете устроить тематический день – путешествие в эту страну. Например, если вы читаете «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, устройте своему ребёнку шведский день. Либо можно поступить наоборот: вы отправляетесь с ребёнком в «путешествие» в какую-нибудь страну и в этот день (неделю) читаете с ним рассказы и сказки авторов из этой страны, либо действие которых происходит в этой стране. Например, играя в путешествие в Индию, вы может почитать вашему чаду сказки Редьярда Киплинга.

Если во время прочтения книги вы с ребёнком встретили какую-то новую информацию, например, упоминание о животных, растениях, географические названия, предложите ему поискать информацию о них в энциклопедии или в интернете. Таким образом, вы не только обогатите ребёнка новой полезной и интересной информацией, но и научите его работать с энциклопедиями, искать интересующую информацию. Этот навык будет очень полезен ему во время обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Уважаемые родители! Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек  впитывает нормы поведения в первые годы жизни.  Его жизненные уроки и  уроки роди...

Рекомендации для родителей по обучению детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осень»

Рекомендации для родителей по обучению детей старшего дошкольного возраста  на тему: «Осень»...

Рекомендации родителям чтение детям старшего дошкольного возраста художественной литературы нравственной направленности

Список художественной литературы нравственной направленности для детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»

Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»...

Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению

Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению...

Консультация для родителей "Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Обучение чтению. С чего начать?" для детей старшего дошкольного возраста содержит методические рекомендации по подготовке ребенка к чтению....