"Как хорошо уметь штриховать"
консультация (старшая группа) по теме

Даньшина Дарья Константиновна

На занятиях по ФЭМП, ознакомлению  с грамотой я достаточно часто использую задания  "штриховка". Эти графические задания развивают мелкую моторику, зрительное восприятие и внимание, помогут избежать ребёнку затруднений в овладении письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shtrihovka.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Как хорошо уметь штриховать»

Задачи:

• Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника.

• Ознакомить с приемом «штриховка»: целью, выполнением и правилами.

Ваши дети подросли и перешли в старшую дошкольную группу. Начинается время активной подготовки к обучению в школе. Много говориться  о том, что такое мелкая моторика, о ее значении в развитии детей. Сегодня нужно познакомить вас с тем, что предстоит освоить детям в этом году и какими методами этого лучше добиться.

В этом году воспитательные задачи усложняются. Надо отметить, что дети уже сами пытаются завязать себе шапку, шарф, пояс на платье. У кого-то это получается очень хорошо, кто-то еще только учится и ему приходится помогать. Но постарайтесь не заглушить в ребенке эту самостоятельность, не обрывайте его словами «давай я лучше сама завяжу, у тебя не получится» или «некогда мне, давай я завяжу». Найдите время подождать, чтобы ребенок сделал это сам, а помощь предложите при неудаче.

И в этом году они развивать захват пальчиками и зрительно-двигательную координацию.

Также в этом году продолжится обучение складыванию из бумаги различных фигурок и созданию композиции. Вы все с интересом разглядывали работы детей по оригами. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуются мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.

Еще раз необходимо напомнить о пользе раскрашивания и штриховки в одном направлении, т. е. не выходить за линию контура. Кроме того, следует убедить детей, что лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребенку приходится прилагать определенные усилия, разную силу нажима, и все это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребенок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

В этом году начинается работа в тетрадях с клеткой. Но так как движения пальцев у детей еще недостаточно сформированы, необходимы тетради с крупной клеткой.

Хочу обратить ваше внимание на основной принцип обучения детей мелкой моторике «от простого к сложному»,  и познакомить с опытом автора методики ознакомления детей письму Е. Н. Потаповой. Она так раскрывает вопрос «Что такое письмо? »: «Письмо – это способ передать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т. е. творить красоту».

Метод Потаповой позволяет значительно снизить перегрузку и утомляемость детей при обучении работе с прописями. Основной принцип метода — игровые ситуации через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов, позволяющих сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развивающих синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, творческие способности детей. Е. Н. Потапова обращает особое внимание на то, что нельзя сразу «бросаться» учить детей писать, непременно требуя, чтобы они делали так, как в «Прописях». Главное – заставить их полюбить сам процесс, зародить в их души понятие «красота» и научить применять его к своей работе. Однако одного умения видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку, научить его созидать. По мнению автора, существуют две опорные точки в этом трудном деле. Основное — это развитие воображения и творческих способностей.

По мнению Е. Н. Потаповой, обучение письму условно можно разделить на три связанных между собой этапа:

1) развитие мускульной памяти;

2) развитие тактильной памяти;

3) закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.

Рассмотрим подробнее работу со штриховкой, развивающей мускульную память. По утверждению В. А. Сухомлинского, истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. И штриховка в этом деле — незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кисти рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания.

Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

В какой последовательности надо проводить работу по штриховке?

Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции. Наши дети уже умеют пользоваться трафаретами.

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

При первых выполнениях штриховки обязательно указывается ее направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка.

Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Например, из прямоугольников и кругов получается грузовик. Он едет по дороге, вокруг которой растут елочки, полученные при помощи треугольников. А в лесу спрятался зайчик. (Использование овалов.) И вот уже получается сюжетная картинка. По ней мы с детьми составляем рассказ. Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами, альбомы для раскрашивания.

Таким образом, такое простое, казалось бы, упражнение, а сколько задач обучения и развития оно помогает решать. А самое главное, оно не вызывает у детей чувства «внутренней усталости», оно им очень нравится и не надоедает. Когда ваш ребенок придет в первый класс и начнет учиться писать в тетрадях, у него будет намного меньше проблем, чем у тех детей, которые часами сидели дома и прорисовывали закорючки в своих прописях, купленных для них родителями.

Составляя занятия по развитию мелкой моторики, не следует забывать и о развитии психических процессов: памяти, мышления, внимания и т. д. И конечно обязательна пальчиковая гимнастика перед работой!

Прекрасного занимательного времяпрепровождения Вам со своим ребенком!

Примеры заданий на штриховку вы можете посмотреть в рубрике «Задания для дошколят»