Сотворчество родителей и педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
консультация (подготовительная группа) по теме

Грунина Наталья Михайловна

Приобщение детей к культуре и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотворчество родителей и педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями. Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада. Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых. Семья и детский сад- два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, и с их родителями.

Работа по сотрудничеству с родителями складывалась не просто. Родители без особого интереса и желания принимали участие в совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для установления тесного сотрудничества семьёй явилось нравственно патриотическое воспитание дошкольников. Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический. Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями как групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй,

Немаловажную роль играет печатная информация. Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны. Система работы с родителями в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках

Наши родители участвуют в

Совместных выставках «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки.

• совместная работ «Мастерская Дед Мороза», «У мамы руки золотые». Досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «День защитников Отечества

• Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, Листая подобный альбом, ребёнку несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов разнообразна: «Моя семья», «Мой Киселёвск»

Ещё одной традицией стало проведение

«Неделя добрых дел» - сколько воспитательных моментов таит в себе эти недели. Оказалось, что для родителей это не просто. Пришлось приложить много усилий.

•В неделе добрых дел родители изготовили кормушки для птиц, изготовили скворечники.

Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: с нашими родителями.

Проведены выставки: «Герб семьи», «Девиз семьи». Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье

У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.

Мы совместно с родителями посетили музей: познакомили детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа

Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии, семья - ощущать любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывать чувство защищенности, не стесняться открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и быть уверенным, что его поймут, самые близкие люди – его родители.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.



Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ:

1) формирование правильных представлений детей о ПДД и  дорожных знаков;

2) воспитание безопасного поведения на дорогах ;

3) воспитание доброго отношения друг к другу;

4)развитие речи, наблюдательности, быстроты, реакции  движений, внимания, памяти.

ЦЕЛЬ:

Закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, регламентирующие движения пешеходов, а также значение сигналов  светофора- закрепить представление детей о цвете

ОБОРУДОВАНИЕ: Зал украшен дорожными знаками, шарами, светофором, зебра.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Повторение правил дорожного движения, повторение названий дорожных знаков и их значение, чтение рассказов и сказок о правилах дорожного движения. Разучивали и играли в дидактические и подвижные игры. Ходили на экскурсии к перекрестку, проводили анкетирование родителей.

                                                    ХОД ИГРЫ:

Звучит мелодия  КВН, дети входят в зал.

Ведущий. Привет, друзья!

Сегодня в нашем зале

Большой и интересный день!

Мы начинаем здесь веселый

Любимый всеми КВН!

Желаем всем командам хорошего настроения, стремления к успеху, удачи и победы. Оценивать ваши знания будет компетентное жюри.

В наших соревнованиях участвуют две команды "Пешеходы" и "Атомобилисты"

Итак, мы начинаем игру.

1 конкурс. Представление команд.

Слово предоставляется команде "Пешеходы"

На планете есть такой закон природы

Рыбам- речка, птицам- небо на крыле,

Ну ,а мы с тобою люди - пешеходы,

Потому что все мы ходим по земле.

"АВТОМОБИЛИСТЫ"

Стоп, машина! Стоп,  мотор!

Тормози скорей шофер!

Красный глаз глядит в упор

Это строгий светофор

Вид он грозный напускает

Ехать дальше не пускает

Обождал шофер немножко

Снова выглянул в окошко

Светофор на этот раз показал зеленый глаз

Подмигнул и говорит "Ехать можно,

Путь открыт!"

ВЕДУЩИЙ.

Команды поприветствовали друг друга. А теперь разминка.

Загадки о порядке на дороге

1"Куда бежим мы с пяточком......"

3Поросенка НАФ - НАФ,НУФ-НУФ,НИФ-НИФ отправились на день рождение к своему другу. Когда они дошли до перекрестка, на светофоре горел мигающий зеленый свет. НАФ-НАФ побежал через дорогу бегом. НИФ-НИФ пошел  шагом, а НУФ-НУФ остался стоять на тротуаре. Кто из героев поступил правильно и почему?

(ответы: можно попасть в опасную ситуацию, надо дождаться следующего зелёного сигнала)

2) Шарик и кот Матроскин  поехали к дяде Федору  из Простоквашино в город, в гости. Но так как  они долго жили в деревне , забыли правила дорожного движения. Друзья приехали в город вышли из автобуса и начали спорить. Шарик говорит , что автобус надо обходить спереди , а Матроскин сзади. Дядя  Фёдор объяснил , как правильно и безопасно переходить через дорогу . Что сказал дядя Фёдор?(ответы: проезжую часть дороги разрешается переходить только на перекрёстках по пешеходным переходам или в местах, где дорога просматривается в обе стороны. Надо подождать ,пока автобус отъедет  от остановки.

Ведущий.

Молодцы ,  с заданием справились. Слово уважаемому жюри . Пока жюри

подводит итоги мы с  вами послушаем стихотворения .

1)Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход

2)Делаем ребятам предостережение:

Выучите правила движения!

Чтобы не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители.

Часть вторая.

Чья команда первая закончит предложение.

1) Если ты спешишь в пути через улицу пройти, там иди, где весь народ, там где знак есть...(переход)

2) Ты должен твёрдо знать всегда: для машин есть мостовая, для прохожих...(тротуар)

3) Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу. Я моргну- пойдут машины, встанут женщины ,мужчины. Отвечайте вместе хором. Как зовусь я ?.......(светофором)

4)Выходя на улицу, приготовь заранее вежливость и сдержанность, а главное ....(внимание)

Часть третья.

Нарисовать транспортное средство

Задание: В виде эстафеты- первый нарисовал , следующий продолжает, последний называет.

Выигрывает тот, кто оригинальнее справится с заданием.

Часть четвёртая

Звучит мелодия КВН .Конкурс для капитанов.

Ведущий.

Капитаны должны быть не только умными ,но и быстрыми. А чтобы это доказать , нужно из полосок собрать дорожную  зебру. Победит тот, кто быстрее и правильнее соберёт.

Часть пятая.

Вспомнить и спеть песни о любом виде транспорта(каждая команда по очереди исполняет по одному куплету песни) выиграет та команда, которая закончит последней.

Часть шестая

Домашнее задание

Подводятся итоги конкурса-рисунка"Мой друг - светофор"( вручаются грамоты)

Часть седьмая

Ведущий.

Это кто тут, посмотри-

Нам мигает:1,2,3?

Кто мне может подсказать

Что за странные глаза?

(ответы)

А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сигналы светофора.

Игра "Светофор"

Красный- без движения

Жёлтый- хлопки и

Зелёный-ходьба.

Побеждает  та команда участники которой меньше всего ошибались.

Часть восьмая

"Дорожные знаки"

ВЕДУЩИЙ

Дорожные знаки помогают движению транспорта и  пешеходов. Я буду загадывать загадки по очереди каждой команде, а вы должны отгадать, о каком дорожном знаке я говорю.

1) Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята, со всех ног бегут куда то(дети)

2) Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход!

Он наземный, похож на зебру,

Знай, что только переход

От машин тебя спасет(пешех. переход)

3) Ожидаешь ты посадки на отведенной площадке

Не нужна тебе сноровка,

Это место остановка(остановка автобуса)

4) Если ты поставил ногу

На проезжую дорогу, обрати внимание друг

Знак дорожный - красный круг.

Человек, идущий в черном,

Красной черточкой зачеркнут

И дорога  вроде, но здесь ходить запрещено.

ВЕДУЩИЙ

Каждой команде дается конверт, в котором лежат разрезанные знаки. Вам необходимо не только правильно, но и быстро собрать из кусочков дорожные знаки и назвать их.

Молодцы команды хорошо справились со всеми заданиями

ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ

"Веселый сказочный автотранспорт"

Дети должны назвать виды транспорта, на которых путешествовали сказочные герои

1)На чем ехал Емеля к царю во дворец?(печка)

2)Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)

3)Чем смазывал моторчик  Карлсон?(варенье)

4) Какой сделали подарок родители д.Федора почтальону Печкину?(велосипед)

5)Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (карету)

6) Личный транспорт Б.Яги?(ступа)

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ.

ВЕДУЩИЙ.

А теперь я вас проверю

И игру для вас затею

Я задам сейчас вопросы-

Отвечать на них не просто

ЗАДАНИЕ

Если вы поступаете согласно ПДД, то дружно отвечаете:" это я, это я, это все мои друзья",а если нет- то молчите.

1)Кто из вас идет вперед

Только там ,где переход?

2)Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

3)Знает кто ,что свет зеленый

Означает, путь открыт

4)Знает кто что красный свет

Это значит, хода нет?

5)Кто из вас идя домой

Держит путь по мостовой?

6)Кто из вас в маршрутке тесной

Уступил старушке место?

Молодцы ,хорошо справились с заданиями и правилами игры.

ВЕДУЩИЙ

Вот и подошла к концу наша игра.

Всем спасибо за внимание,

За здоровый смех,

За азарт соревнований

Обеспечивший успех?

ЖЮРИ

Молодцы, победила дружба?

          МУНИЦИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

                          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №31»

ЛЕВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ВОРОНЕЖ

              Номинация:  «Организационно – массовая работа

                                    (культурно- досуговая  деятельность)»

                                               КВН для детей

                      «Правила движения – знай без исключения!»

                                                        Грунина Наталья Михайловна, воспитатель